Мэрия приостановила выдачу разрешений на строительство в историческом центре Москвы: порядок их получения будет меняться. Начиная от градостроительного плана земельного участка, который теперь столичные власти будут выдавать бесплатно, и заканчивая условием воссоздания утраченного объекта – только тех же размеров, чтобы не строили выше, больше и не в тему. «Мы пресекаем тот случай, когда сносит один, а потом приходит как бы доброкачественный товарищ и говорит: «Я здесь ни при чем, это было до меня», – сказал главный архитектор Москвы Александр Кузьмин на заседании правительства города.

Этому решению предшествовала занимательная дискуссия в правительстве по поводу неожиданно случившегося сноса дома Кольбе на Якиманке.

Глава департамента культурного наследия города Кибовский ответил на вопрос мэра, как ведется подготовка постановления об отмене ранее выданных разрешений на снос, что он «почти готов, потому что чаша терпения переполнена». И добавил: «...у нас опять начались сносы домов. Наступил благоприятный теплый сезон, и пошли работы на основании документов, согласованных еще год–два–три назад. Мы такие, мягко говоря, странные документы в большинстве своем еще зимой отменили, но какое-то количество еще находится на руках, и на основании этих документов начались эти печальные работы».

То есть, в представлении Кибовского, сносы домов в российской столице сродни пожарам и стихийным бедствиям, влиять на которые город не в состоянии, а в лучшем случае может только предвидеть и бороться с последствиями. В таком случае отчего бы не установить уровни тревоги – по аналогии с уровнями террористической угрозы. Скажем, красный означает, что бульдозер уже приехал на место, желтый – инвестор заверил чиновников, что фасады будут сохранены. Ну, а зеленый – за разрешением на снос никто не обращался.

Раз такое дело, и мэрия не знает, какие еще дома могут быть снесены, несмотря на запрет, Slon.ru спросил у тех, кто в курсе, – у «Архнадзора». Вот такой получился список:

1. Доходный дом Кольбе на Большой Якиманке, 15. Несмотря на запрет Москомнаследия 2005 года и недавний запрет мэра Сергея Собянина на новое строительство в центре Москвы, на месте бывшего доходного дома Кольбе компания Capital Group забивает сваи и готовится возводить многофункциональный центр.
2. Усадьба Глебовых–Стрешневых–Шаховских на Большой Никитской улице. В усадьбе в старорусском стиле решено построить новую сцену «Геликон-Оперы». Однако сам проект до сих пор не утвержден. В среду начали ломать флигель, чтобы надстроить купол.
3. Московская соборная мечеть в Выползовом переулке. Москомнаследие в 2009 году лишило Соборную мечеть статуса объекта культурного наследия и одобрила предложения о ее разборке и строительстве новой мечети. Совет муфтиев выступает против разрушения исторического сооружения.
4. Деревянный дом купцов Феоктистовых на Большой Ордынке. Двухэтажное здание построено в XIX веке. Здесь планировалось построить ресторан, площадь новостройки по проекту в четыре раза превышает существующую.
5. Дом на Большой Татарской, 20. Обычный дом, но внутри есть красивая междуэтажная лестница, которую неплохо было бы сохранить. Сегодня дом расселен и подготовлен к сносу. Площадка отдана ГУПу республики Адыгея для возведения здесь жилого дома.
6. Дом на Садовнической 9, строение 1. Примыкает к Доходному владению Е.Е.Привалова, постройки 1903 г. В одной из квартир комплекса в 1915–1916 годах работала редакция литературно-художественного журнала «Млечный путь», в котором печатались поэт Сергей Есенин, Новиков-Прибой и Борис Пильняк. 1 мая здание горело, пожарные признали поджог. Планируется снос и строительство многофункционального центра. Дом расселен. Компания «Великан-21» до октября 2010 года получила разрешение на строительство. В акте разрешенного использования участка говорится о реконструкции исторической застройки.
7. Остоженка, д. 6. Дом постройки 1819 года, часть усадьбы, ранее принадлежавшей Римским-Корсаковым. В 1870 году перестроен. Здесь жил художник Суриков. На его месте архитектор Скуратов проектирует МФЦ. Заказчик – ГУП «Ликом- Центр».
8. Тверской виадук, площадь Белорусского вокзала, мост в стиле модерн. Построен в 1904–1908 годах архитектором Иваном Струковым в ансамбле с Белорусским вокзалом. Мост встал на пути Большой Ленинградки. В связи с современными требованиями железной дороги к высоте арок новый мост будет выше и лишается северного фасада с великолепными башнями-пропилеями, фонарями, тумбами и решетками.
9. Веерное депо на Ленинградском вокзале 1890-х гг. постройки. РЖД сносит памятник архитектуры чтобы построить новый путь.

Источник: Slon.ru, Наталья Кузнецова