Предсказания пессимистов начинают сбываться: кризис перетекает в реальный сектор экономики - власти прекращают или значительно урезают финансирование инвестпрограмм. Под нож уже попали не только сверхамбициозные проекты, например, строительство трехсотметрового небоскреба "Газпром-Сити" в Санкт-Петербурге, но и реконструкция обычных заводов и дорог. Корреспонденты "Труда" выяснили, как мировые финансовые потрясения скажутся на планах российской столицы и регионов.

ПИТЕР УШЕЛ ОТ "ГАЗПРОМА"

l Из-за кризиса правительство Санкт-Петербурга не будет вкладывать средства в строительство небоскреба "Газпром-Сити". Если раньше речь шла лишь о поэтапном сокращении инвестиций, то в последней губернаторской поправке урезанию подвергся весь проект целиком: город в ближайшие три года отказывается от финансирования скандальной высотки. По мнению чиновников, местный бюджет сэкономит на этом 8,8 млрд. руб. - по 2,94 млрд. руб. в год.

- Мы переносим средства и реализацию ряда инвестиционных программ на более поздние сроки, - сообщил корреспонденту "Труда" Ирине Смирновой вице-губернатор Михаил Осеевский. Его поддержал глава петербургского парламента Вадим Тюльпанов, заявивший, что если кризис станет развиваться и дальше, то в начале 2009 года доходы и расходы города будут сокращены.

В Москве та же участь, похоже, постигла другой небоскреб - башню "Россия", которая благодаря своим 600 метрам могла стать самой высокой в Европе и второй в мире. "Россия" на днях лишилась своего единственного инвестора. Мэр Юрий Лужков своим распоряжением вывел из этого проекта Московскую девелоперскую компанию, однако не определил новый источник финансирования. Это значит, что строительство высотки заморожено на неопределенный срок.

Множество масштабных программ оказалось под вопросом и вне столиц. Среди них - мегапроект железной дороги от Якутска до Чукотки со 100-километровым тоннелем под Беринговым проливом. По разным подсчетам, его реализация могла потребовать несколько сотен миллиардов рублей. Придется забыть и о небоскребе в Ханты-Мансийске, и даже о гольф-клубе в Свердловской области, который хотели построить к намечающемуся саммиту ШОС. Эксперты не исключают, что придется повременить и с переездом казино в четыре игорные зоны.

РЖД НЕ ДО ФУТБОЛА

На прошлой неделе глава РЖД Владимир Якунин заявил, что транспортный монополист отказывается от участия в проекте строительства ветки к месторождению Удокан. Подобные планы были у железнодорожников раньше. Сейчас из-за финансового кризиса у компании на проект денег нет. Из-за финансовых проблем может быть закрыт и еще один знаковый проект железнодорожников - футбольный "Кубок Российских железных дорог". По разным оценкам, прошлый стоил РЖД от 10 до 60 млн. долл. Маловероятно, что на фоне урезания собственных инвестпрограмм и сокращения персонала, железнодорожники захотят их потратить в следующем году.

Однако все намного хуже, когда дело касается работающих предприятий.

Так, в ближайшее время с шести предприятий Башкирии будет уволено примерно 3000 человек. Еще более 20 предприятий из-за кризиса изменили режим работы: одни перешли на сокращенную дневную рабочую неделю (а для рабочих это означает потерю примерно трети заработка), другие отправили работников в отпуск.

Тяжелая ситуация и в местной горнодобывающей отрасли. Причина - падение цен на руду. Многие предприятия Сибая, Бурибая, Учалов, где занято более 30 тысяч человек, уже перешли на укороченную рабочую неделю. Однако если кризис продолжится, неминуемы и сокращения.

Увольнять рабочих собираются и на КамАЗе. Там на 10% планируют сократить персонал и на треть урезать инвестпрограмму следующего года.

Всего же в октябре более 1070 российских предприятий официально объявили о планах сокращения штатов. Аналитики рынка труда считают, что уже в январе-феврале 2009 года в России работы могут лишиться 46 тыс. человек. Безработным ничего не остается, как только надеяться, что кризис продлится недолго.

ДЕПРЕССИЯ ПРОДЛИТСЯ ДО 2013 ГОДА

Однако многие экономисты гасят слабую искру оптимизма.

- 2009 год, вероятно, станет периодом общемирового вступления в кризис, - уверены эксперты Института глобализации и социальных движений (ИГСО). - На 2009-2010 годы придется период наибольшего экономического падения. Если системные меры по разрешению противоречий, вызвавших кризис, не будут приняты в ходе 2009-2010 годов, после завершения падения начнется депрессия, способная продлиться до 2013 года.

По мнению специалистов ИГСО, картину ближайшего будущего нужно рисовать исключительно в мрачных тонах.

В результате обвала цен на энергоносители экономика России в полной мере ощутит на себе влияние мирового кризиса. Корпорации будут вынуждены сокращать персонал и отменять заказы партнерским компаниям на внутреннем рынке. Начнутся массовые увольнения, вырастет безработица. Вместе с инфляцией это окончательно подорвет платежеспособность средних слоев: резко упадут продажи на внутреннем рынке, до предела обострится ипотечный кризис, начнут закрываться предприятия в сфере услуг. Ориентированная на внутренний рынок промышленность должна будет снизить объемы производства. Экономический кризис в России в силу глобальных хозяйственных противоречий, вероятно, окажется очень тяжелым.

Впрочем, эксперты делают оговорку, что кризис будет развиваться по такому сценарию при бездействии властей.

БЮДЖЕТЫ УРЕЖУТ НА 15-40%

Между тем, власти трудно обвинить в нерасторопности, однако залатать финансовые дыры им удается не всегда и не везде.

- Очевидно, что правительство делает попытку ограничить расходы регионов, - сообщила "Труду" член думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. - При этом утверждается, что часть средств расходуется нерационально. Нет сомнений, что в условиях кризиса такая практика будет продолжена. Говоря иначе, тяжесть финансового кризиса будет переноситься на субъекты. А это приведет к значительному сокращению региональных инвестиционных программ.

- По нашим данным, в следующем году регионы секвестрируют свои бюджеты на 15-40% по сравнению с предыдущими планами, - сообщил "Труду" генеральный директор Института региональной политики Булат Столяров. - Важно отметить, что при такой корректировке "вниз" российский Минфин не планирует дополнительных расходов по финансированию региональных бюджетов. Понятно, что после этого у регионов почти не остается ресурсов для инвестирования, которые были и так не слишком большими.

НА ГРАНИ СОЦИАЛЬНЫХ БУНТОВ

- Взаимоотношения между федеральным центром и регионами долгое время были в достаточной мере сложными, - подчеркивает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. - Нельзя исключать, что финансовый кризис может существенно их осложнить. Снижение государственного финансирования заставит регионы активнее искать внешних инвесторов, пытаться перекредитовываться и, конечно, ужесточить борьбу за ключевых налогоплательщиков. Однако на 2-3 ближайших года у государства есть финансовые возможности для поддержания стабильности в стране.

Большинство политологов сейчас сходится во мнении, что главная опасность, которую таит кризис, - рост социальной напряженности, особенно в депрессивных регионах, каковых в стране немало. Сейчас увольнения еще не носят массового характера, поэтому пока нет и острого социального напряжения в обществе.

- Чтобы избежать его в будущем, власти будут выполнять все взятые на себя социальные гарантии, - убежден Дмитрий Абзалов. - Понятно, что часть проблем будет переложена на плечи работодателей. Нельзя исключать, что речь может пойти, в частности, об увеличении единого социального налога. Возможно, что будут задействованы и некоторые социальные проекты, в том числе и связанные с профсоюзами. Федерация профсоюзов постарается "канализировать" протестные явления в более цивилизованные формы. Эти мероприятия в идеале должны снизить социальную напряженность, особенно в регионах. Главное, чтобы кризис не затянулся.

проекты

ЧТО ЗАМОРОЗИЛ КРИЗИС

l Мегапроект железной дороги от Якутска до Чукотки со 100-километровым тоннелем под Беринговым проливом (инвестиции от 40 до 60 млрд. долларов)

l Башня "Россия" (Москва, высота 600 м, инвестиции 1,5 млрд. долларов)

l Небоскреб "Газпром-Сити" (Санкт-Петербург, высота 300 м, инвестиции в комплекс "Охта-центр", частью которого является небоскреб, около 60 млрд. рублей)

l Небоскреб в Ханты-Мансийске (56 этажей, высота 280 м, инвестиции 150-180 млн. долларов)

l "Золотой остров" (жилой микрорайон Москвы, который планировалось построить в западной части Болотного острова до линии, проходящей по Большому и Малому Москворецким мостам, инвестиции 5 млрд. долларов)

l Железнодорожная ветка к Удоканскому месторождению. Из проекта вышло ОАО "РЖД" (объем инвестиций неизвестен)

l "Подмосковный Голливуд" - мультимедийный комплекс "Медиапарк" компании "Евразия Сити" в подмосковном Константинове (инвестиции 1,4 млрд. долларов)

l "Орловский тоннель" под Невой в Санкт-Петербурге (объем инвестиций неизвестен)

Виктор Викторов, "Труд"

(публикуется с сокращениями)