Для православного человека река всегда была не только географическим объектом, поилицей, кормилицей, транспортной магистралью, но глубоко чтимой духовной реальностью. Ведь вода это образ очищения от грехов, возрождения к новой жизни, образ веры. В каждом русском городе, селе, в монастыре на водоемах устраивались места для водосвятия и крещения - иордани. Название это пошло от библейской реки, в которой крестился Христос.
В Москве главная иордань издревле располагалась напротив Кремля между ним и якиманским берегом. Здесь и проходил обряд, торжественный ритуал которого почти не менялся на протяжении столетий.
Английский дипломат и купец Энтони Дженкинсон описывал его в середине 16-го века во времена Ивана Грозного. В праздник богоявления (крещения) царь, митрополит, все духовенство, знать, чины, войско, едва ли не весь московский люд шествовали от Кремля от Успенского собора через Тайнинские ворота к проруби на льду реки – к иордани. Она была празднично украшена, оформлена резной деревянной сенью. Митрополит святил воду, окроплял ею сначала царя, потом всех окружающих. Освященной влагой наполнялись бочки и сосуды, которые развозились по всем московским храмам, всем домам. На водопой к проруби, повествует англичанин, приводили и лучших царских лошадей. В морозную прорубь окунали младенцев и болящих. Здесь же крестили иноверцев, пожелавших принять православие. Под занавес действа в иордань бросались сотни благочестивых москвичей, очищая душу, закаляя тело.
Шли годы, десятилетия, века. Но мало что менялось в день богоявления на Москве-реке. Разве что обряд совершал уже патриарх, а иордань украшалась все роскошнее. По описанию голландского художника и путешественника Корнелия де Бруина, в 1702 году она представляла собою квадратную прорубь со стороной 13 футов (около 4-х метров) с удобными ступеньками, обрамленную «чрезвычайно красивой» деревянной галереей с колонками, башенками и тремя алтарями. Постройка была расписана изображениями Крещения Господня, других евангельских сцен, святых, ангелов и херувимов. Обряд длился три часа и привлек многотысячную толпу народа, которая при возвращении в Кремль устроила давку в Тайнинских воротах.
Прошло почти два столетия, и мы видим почти ту же картину в детских воспоминаниях Ивана Шмелева, отразившихся в его замечательном «Лете Господнем».
Иордань на прежнем месте напротив Тайнинских ворот, над ней «На четырех столбика обвитых елкой, серебрёная беседка под золотым крестом», многолюдный и торжественный крестный ход, правда уже без патриарха, чин которого упразднен еще Петром I, да и без царя, справлявшего праздник в новой столице в Петербурге, но с традиционным массовым купанием в зимней реке и даже салютом из пушек. Любопытно, что подряд на устройство этой главной московской иордани держал отец Ивана Шмелева, известный якиманский купец.
В «Лете Господнем» глава «Крещение» одна из самых проникновенных, и самое время ее перечесть в эти дни.
К концу 19-го века Москва-река питавшаяся теплыми промышленными стоками стала плохо замерзать. В 1880 годах у подножия новопостроенного храма Христа Спасителя по проекту архитектора Н.М. Левачева была сооружена капитальная иордань. Сейчас здесь сход к воде под Патриаршим мостом.
Советское время на много лет прервало древнюю московскую традицию. Сейчас она возродилась. Якиманская купель ныне располагается уже не на загаженной и почти не замерзающей Москве-реке. Ее адрес Андреевский пруд в конце Нескучного сада.
Место это тоже по-своему замечательное. Пруд назван по близлежащему Андреевскому монастырю. Устроен был в овраге еще в начале 18-го века, видимо, по приказанию здешнего землевладельца графа П.В. Ягужинского – знаменитого сподвижника Петра Первого. Затем стал частью усадьбы Нескучное другого «птенца гнезда Петрова» князя Н.Ю. Трубецкого.
Вода питающих Андреевский пруд источников славилась чистотой, вкусом и даже лечебными свойствами. В 1825 году очередной владелец Нескучного князь Л.А. Шаховской по совету некоего ученого немца пытался даже создать здесь курорт минеральных вод. Был обустроен старый колодец, около пруда появились домики для ванн, сторожка и даже небольшая гостиница. Но курорт не выдержал конкуренции с «Заведением минеральных вод» доктора Лодера на Остоженке и вскоре тихо угас, а все его постройки постепенно разрушились. Но москвичи и по сей день в Андреевском пруду купаются, несмотря на то, что он ключевой.
В этом году водоем включен в официальный список мест, где на Крещение устраиваются купели.
Борис Арсеньев, Yakimanka.ru