Щетининский переулок, запрятанный в недрах старого Замоскворечья в сердцевине Якиманской части, и по сей день место тихое, умиротворенное, патриархальное. Здесь в центре кипящего мегаполиса почти нет автомобильного движения. Да и случайных прохожих встретишь не часто, зато неслучайных немало. Щетининский 10 – адрес культурного паломничества, который обязан совершить каждый, кто хочет узнать и понять Москву. Здесь, в старинном особняке с мезонином, расположен музей В.А. Тропинина.

На Якиманке множество мест связанных с именами великих меценатов Демидовых и Голицыных, Третьяковых и Рябушинских, Бахрушиных и Харитоненко… — традиция культурного просветительства издавна поселилась и в доме, построенном в середине XIX века в Большом Екатерининском – ныне в Щетининском – переулке. Обитавшая здесь интеллигентная купеческая семья Петуховых принимала Скрябина, Борисова-Мусатова, членов Общества содействия Третьяковской галерее… Ей удалось удержаться в родовом гнезде и в советское время. Завещание профессора Плехановки Н.Г. Петухова открыло новую и, как оказалось, главную страницу в биографии дома. В нем поселился и разместил свое уникальное художественное собрание Феликс Евгеньевич Вишневский (1902-1978).

Его называют меценатом советского периода — это звучит примерно так же, как дельфин в Ледовитом океане или пальма в Подмосковье. Слово меценат в советском лексиконе ассоциировалось с отжившим прошлым и произносилось с иронией или издевкой. Не намного лучше было называться коллекционером. В обывательском сознании сразу возникал образ спекулянта. Вишневскому, к тому же, «не повезло» с происхождением. Он был из дворян с польскими корнями, его дед и отец владели крупным бронзово-литейным производством, где отливали знаменитые московские памятники Гоголю и Пирогову, до сих пор в арбатской резиденции американского посла висит огромная люстра фирмы Вишневских. В общем, Феликс Евгеньевич вершил свою миссию в условиях не слишком благоприятных. В годы послереволюционной разрухи, работая в Наркомпросе, он собирал и перевозил в Гохран художественные ценности из брошенных усадьб и особняков. Начало его собственной коллекции положил портрет князя С.М. Голицына работы Тропинина, подаренный отцом.

На поприще собирательства Ф. Вишневский достиг вершин. Говорят, по незначительной детали, даже по запаху, он мог определить подлинность картины, атрибутировать ее. Вишневский собирал русскую, голландскую, итальянскую живопись, акварель, портретную миниатюру, скульптуру, фарфор, часы, табакерки, мебель… Многое находил буквально на помойке.

Времена перемен всегда немилосердны к культурному наследию и тем, кто пытается его защищать. Были в биографии Ф. Вишневского и высылка из Москвы в 1928 году, как «классово чуждого элемента», и жизнь под дамокловым мечом репрессий. В результате из коллекционера вырос меценат и просветитель, из личной страсти – общественное служение. Ф. Вишневский передал различным музеям свыше девятисот произведений искусства, около пятисот из них легли в основу музея Тропинина, открывшегося 11 февраля 1971 года. Вишневский стал его главным хранителем. Он жил здесь же, в мезонине, а затем в деревянном домике во дворе, где и по сей день живут его потомки.

С возникновением музея Москва обрела свой многоликий коллективный портрет середины XIX века, кисти замечательных художников. А творения первейшего из них – В.А. Тропинина – свой дом, который по счастливой прихоти судьбы оказался совсем рядом с тем местом, на углу Большой Полянки и Спасоналивковского переулка, где, в несохранившемся до наших дней особняке, живописец провел остаток жизни.

Феликс Вишневский оставил музею не только коллекцию, но и свою легенду. Она побуждает к меценатству и спонсорству, благодаря которому музейное собрание увеличилось во много раз. Вот и на вечере в честь 110-летия Ф. Вишневского одна из гостей неожиданно и к всеобщему восхищению преподнесла в дар музею семейную реликвию – изящную старинную миниатюру.

Легенда об основателе помогла его детищу пережить новые времена на рубеже веков. Директор музея Ирина Егорова на вечере рассказала, каких трудов и борьбы стоило сохранить и преумножить собрание, провести капитальную реконструкцию помещений, оборудовать их по современным стандартам. Проблемы, впрочем, не закрыты и сейчас. Под домом ожил плывун, и в фундаменте уже наметились трещины…

Старомосковская несуетность, унаследованная от основателя, не мешает музею распространять свою известность в стране и в мире. По словам заведующей экскурсионным отделом Натальи Стреминой, в доме на Щетининском бывают гости не только со всей России, но и со всего света – от Англии до Бразилии, от США до Новой Зеландии. И, думается, главная мысль, которую они могут вынести из этих стен, такова – вечные ценности потому и вечны, что не сдаются времени их хранители.

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru