Храм Иверской иконы Божией Матери в Иверской общине сестер милосердия  (Б. Полянка, 20)

Старая Москва далеко не все свои сокровища выставляет напоказ. Очень мно­гое она прячет от суетного взгляда. Ежедневно тысячи людей проходят и проезжают по Большой Полянке мимо фасадов Детской клинической больницы имени Тимирязева. Но только тот, кто привык пытливо и внимательно вглядыва­ться в лицо города, заметит сквозь арку больничных ворот силуэт необычного храма, притаившегося в глубине двора. Лишь обойдя квартал, можно со стороны Малой Якиманки рассмотреть памятник во всей красе.

Иверский храм был построен для общины сестер милосердия. По нему она и названа. Чудотворный Иверский образ Божией Матери издавна почитался на Руси, особенно в Москве. История великой святыни православия восходит к VIII веку. Тогда в Византии по приказу императора-иконоборца Льва III , уничтожались иконы. Одна из благочестивых жительниц города Никеи, чтобы спасти образ Богоматери, пустила его плыть по морю. Через двести лет икону чудесным образом обрели монахи Иверского монастыря на горе Афон. Она прославилась многими чудесами на весь православный мир. Узнали о ней и в России. В середине ХVII в. при царе Алексее Михайловиче в Москву были привезены с Афона первые списки с образа. Очень быстро почитание иконы стало всенарод­ным. К «Иверской заступнице» обращались за помощью в любых делах, в ее честь ставили храмы, из которых наибольшей известностью пользовалась часовня у Воскресенских ворот Китай-города.

Церковь на Полянке, конечно, не была столь знаменита. Она создавалась на закате старой России, накануне событий, потрясших традиционные духовные устои общества. В 1896 г. состоялась закладка храма, 29 августа 1898-го на его куполе водрузили золоченый крест, а 19 апреля 1901 г. церковь освятили.

Словно межевой столб она отмечает рубеж веков, рубеж эпох. В том ушедшем за горизонт времени остались и имена созидателей храма. Ли­шь сейчас они зазвучали вновь. Средства на построение Иверской церкви – 10 тыс. рублей пожертвовала Елизавета Семеновна Лямина. В Москве и Подмосковье ее знали как крупнейшую благотворительницу. Вдова купца Первой гильдии московского городского головы И. А. Лямина, она выделяла немалые суммы на помощь малоимущим, строительство храмов, богаделен, прию­тов. Благотворительность, можно сказать, была у нее в крови. Ведь Елизавета Семеновна происходила из рода известных купцов-филантропов Лепешкиных. Ее отец, тоже богатый замоскворецкий купец и городской голова, широко просла­вился богоугодными делами.

Архитектором Иверского храма был приглашен Сергей Константинович Родионов. С Лямиными его связывали тесные деловые, дружеские, а затем и родствен­ные отношения. Крепкий профессионал, выпускник Московского училища живописи ваяния и зодчества, он много строил в Дмитровском и Клинском уездах Подмосковья. Пожалуй, наиболее значительная работа Родионова огромный Троицкий собор в поселке Покровской мануфактуры Ляминых (ныне город Яхро­ма). Перестраивал зодчий и ляминскую усадьбу в Дмитрове, впоследствии отда­нную под детский приют. Эти произведения архитектора, а также храмы в под­московных селах Глухово, Жестылево, Елизаветино, здание женской Дмитровской прогимназии, торговые ряды и Федоровская часовня в Клину, свидетельствуют, что мастер отдавал предпочтение двум стилистическим направлениям – класси­ческому и «русско-византийскому».

Создавая Иверскую церковь на Полянке он явно вдохновлялся образцами владимирско-суздальского зодчества ХII-ХIII вв. Это очень редкий, едва ли не уникальный, пример подобной стилизации в Москве: у архитекторов «русского» направления в моде тогда было «каменное узорочъе» ХVII в., или псковско-новгородские мотивы. Иверский храм – компактный, одноглавый с тремя алтарными апсидами. Стены завершаются полукруглыми закомарами и обрамлены аркатурным поясом. Такой же поясок поменьше виден и в основании купола. Целостностью образа, совершенством пропорций Иверская церковь, конечно, не может сравниться со своими прототипами, древними собора­ми Владимирско-Суздалъской земли. Но и у нее есть собственное живое неповто­римое лицо. Оригинальность облика подчеркивает изящная звонница-переход над аркой между храмом и больничным корпусом. Бело-красная цветовая гамма ансамбля придает ему особую декоративность и зрительно связывает с исторической застройкой Замоскворечья.

Еще до того как церковь была освящена ее посетили августейшие особы – царствующая императрица Александра Федоровна и ее сестра великая княгиня Елизавета Федоровна. Памятная доска в честь этого события была найдена при недавнем восстановлении храма. Трагическая судьба этих женщин известна. Обе они причислены к лику святых новомучениц. Великая княгиня Елизавета Федо­ровна была почетной попечительницей Иверской общины. Она присутствовала и на освящении храма вместе с Е. С. Ляминой и многими гостями. Главной святы­ней церкви был образ Иверской Божией Матери, помещенный в мраморном иконо­стасе. Стены и своды украшали фрески. Здесь же хранилось знамя общины.

После революции службы в храме продолжались еще некоторое время. Само здание в 1920 г. было поставлено в официальный список памятников искусства и старины. Однако уже в 1923-м церковь закрыли и в дальнейшем использовали в качестве складского помещения. Утварь отдали больнице для хозяйственных нужд. От долгого небрежения фрески и интерьеры постепенно разрушились, пострадали и фасады.

Реставрация здания началась только в 1990 г. Вскоре церковь была возвращена верующим. 3 мая 1994 г. после основательного ремонта ее освятили заново. Позднее, к 850-летию столицы, в закомаре над входом установи­ли мозаичную икону Иверской Богоматери, работы современного художника Дионисия Скударя. Ныне церковь является больничным храмом НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.

Борис Арсеньев, Якиманка.Ру