КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ церковь (Б. Якиманка, 45)

Одна из трагических страниц истории столицы – разрушение в XX веке множества храмов из тех легендарных «сорока сороков», которые издревле создавали удивительный образ Москвы Златоглавой, Третьего Рима, царствующего православного града.

Не избежала потерь и Якиманка. В мартирологе тех десятилетий церкви Козьмы и Дамиана в Кадашах, Спаса в Наливках, Иоакима и Анны, часовни, колокольни… Завершает скорбный список храм Казанской иконы Божией матери у Калужских ворот. Его снесли в 1972 году – на памяти нынешнего поколения якиманцев. Так прервалась более чем трехсотлетняя история церкви.

Ранние сведения о ней скупы и не совсем ясны. Есть письменные упоминания, относящиеся к 1627 году, о Введенском храме в стрелецкой слободе. Он будто бы и находился у Калужских ворот Земляного города. По другой версии его изначальное место – район Пречистенки. Когда царь Алексей Михайлович перевел тамошнюю стрелецкую слободу в Заречье, ее обитатели перенесли с собой и деревянный Введенский храм.

Так или иначе, о церкви у Калужских ворот достоверно известно с 1660 г. В 1667-м ее уже именуют Никольской. Но уже с 1680 г. за ней навсегда закрепляется название Казанской. Ее звали так и в обиходе, и в официальных документах, несмотря на то что такого престола здесь не было в течение двух веков. Зато была местночтимая икона – список с чудотворного образа Казанской Божией матери, общероссийской святыни.

Великая реликвия, обретенная в Казани в 1579 г., всенародно прославилась в Смутное время. Доставленная по призыву св. Патриарха Гермогена в стан русского ополчения, чудотворная икона прошла с ним путь из Ярославля в Москву. Перед ней молились воины Минина и Пожарского, казаки Трубецкого в решающие моменты боевых действий против польско-литовских оккупантов. Ее, «Казанскую заступницу», благодарили за победу, за освобождение столицы от иноземцев. С тех пор образ особенно почитался в военной среде. 

В 1694 г. вместо старого деревянного храма строится каменный с Никольским и Введенским престолами и шатровой колокольней. С 1778 г. известен придел св. Иоанна Воина – еще одно напоминание о ратных традициях этих мест.

Казанская церковь стояла на бойком месте у Калужских ворот рядом с торжищем, государевыми житницами, а позднее с большим тюремным острогом. На ее маковки крестились те, кто входил в город, ей отдавали последний поклон покидающие Москву. В 1812-м сначала туда, а потом обратно мимо Казанского храма промаршировала армия Наполеона. Солдаты тогда похозяйничали в церкви, ограбив и осквернив ее. При восстановлении храма в 1814 г. придел Иоанна Воина был переосвящен в честь праздника Воздвижения.

Приходская жизнь текла степенно, по замоскворецкому патриархально. О ней с пронзительной ностальгией вспоминал в «Лете Господнем» Иван Шмелев, уже эмигрант. Писатель провел детство на Б. Калужской в доме отца, ктитора Казанской церкви. Изредка в храме случались события, о которых говорила вся Москва. Так, 29 января 1833 г. по инициативе Московского купеческого общества здесь и в церкви Ризположения на Донской была проведена необычная благотворительная акция – обвенчаны с суженными 36 бедных девиц купеческого и мещанского сословий. Каждой в приданое выделялось по 300 рублей...

Старый храм не раз ремонтировался. В 1855 г. по проекту архитектора П. Буренина перестраивалась трапезная. А в 1876-м настоятель церкви протоиерей Амвросий Ключарев, впоследствии архиепископ Харьковский, затеял кардинальное обновление. Старый храм был полностью разобран. Строительство нового здания по проекту Н. Б. Никитина продолжалось около десяти лет.

Когда рыли траншеи под фундамент, рабочие наткнулись на плиту с надписью по-голландски, повествующей о том, что здесь похоронена некая Елизавета Дрейер, умершая в 1590 г. Вероятно, то был след кладбища древней слободы Наливки, где в ХVI в селились служилые иноземцы с семьями.

Новую Казанскую церковь освятили 21 октября 1886 г. Это было величественное сооружение в «русско-византийском» стиле, увенчанное высоким центральным куполом, вокруг которого теснились еще четыре, пониже. Еще две главки поднимались над трапезной, а над входом в нее высилась высокая стройная шатровая колокольня. Несмотря на эклектичность архитектуры, вобравшей в себя элементы разных стилей и эпох, церковь производила внушительное впечатление. Интерьер имел богатое убранство, особенно красив был мраморный иконостас. Храм царил над всей округой, замыкая своим силуэтом Б. Калужскую и Житную улицы.

Все это благолепие просуществовало, однако, недолго. В октябре 1917-го наступила новая эпоха. Через десять лет Казанский храм закрыли. В 1929-м в его стенах поселился музей Горной академии, который в 1935-м уступил место кинотеатру «Авангард» и подвальному овощехранилищу. При этом сломали верх колокольни, купола глав и ограду. Внутреннее убранство вывезли или уничтожили. Казалось, обезображенный храм обречен и не долго осталось ему стоять посреди враждебной советской Москвы, на одном из самых видных ее мест.

В градостроительных планах и впрямь предусматривался снос здания и строительство здесь новых сооружений. К тому же Казанская церковь не считалась памятником архитектуры. Однако проходили годы и десятилетия, а остов храма по-прежнему возвышался над Калужской площадью. Старые стены были крепки, кинотеатр приносил доход и просвещал массы. Видимо это до поры до времени и берегло здание.

Но пришел и его черед. С конца 1960-х годов развернулась реконструкция всего прилегающего района. Участок на углу улиц Димитрова (нынешней Б. Якиманки) и Житной зарезервировали под строительство огромного комплекса зданий важных государственных ведомств. Снос храма стал неизбежен.

Говорят, его ускорило громкое международное событие. Весной 1972 г. предстоял визит в Москву президента США Р. Никсона. Картеж должен был проехать из аэропорта Внуково в Кремль мимо Калужской площади. Дабы не показывать высокому и пристрастному гостю неприглядное состояние церкви, ее решили срочно убрать. И вот апрельской ночью округу потряс мощный взрыв, поднявший непроглядные тучи пыли. Спустя несколько дней уже ничто не напоминало ни о любимом якиманцами кинотеатре, ни тем более о старинном храме. А через несколько лет здесь выросло беломраморное здание Министерства внутренних дел.

Тем не менее Казанская церковь не канула безвозвратно в Лету. На очередном рубеже веков и исторических эпох в память о ней была выстроена часовня.

Борис Арсеньев, энциклопедия "Якиманка от А до Я"©