Кампания запугивания и дискредитации оппозиции накануне митинга 12 июня, как и следовало ожидать, возымела обратное действие. На Бульварное кольцо и проспект Сахарова вышли десятки тысяч гражданских активистов.

Любая власть держится на трех китах: уважении, материальном интересе и страхе подданных. В нашей стране моральный авторитет власти в глазах немалой и далеко не худшей части общества подорван скандальными выборами. На материальные ресурсы надежда также исчезает, учитывая накатывающиеся экономические трудности и все возрастающие аппетиты чиновничества и силовиков. Остается страх. На него, видимо, и решили поставить «мудрецы» в высоких кабинетах, разгоняя митинг на Болотной 6 мая, задерживая участников «оккупаев», принимая послушным большинством Думы чрезвычайный закон о собраниях, митингах и шествиях, наконец, прессуя обысками и допросами персонажей протестного движения.

Расчет делался, видимо, на возбуждение генетической памяти, простирающейся в глубины истории – в 1937-й, а то и до Ивана Грозного. Но времена, как и люди, изменились. 12 июня москвичи и сочувствующие из регионов, массово выйдя на демонстрацию, перешагнули через страх. И это - главная победа гражданского движения.

Нынешняя власть, переставая внушать благоговейный ужас, лишается своего последнего аргумента. Гораздо больше, чем дубинки и штрафы, многих гражданских активистов пугает негибкость и упертость Кремля, который гнобит всякую открытую оппозицию, загоняя тем самым протест вглубь и радикализируя его. Так, глядишь, вместо интеллигентных мальчиков и девочек из хороших семей вроде Сергея Удальцова и Ксении Собчак явится Стенька Разин с Емелькой Пугачевым.

Протестная акция 12 июня стала, по сути, демонстрацией за стабильность и порядок. Она и сама по себе воплотила гражданский порядок. Без всякой административной опеки десятки тысяч людей собрались в центре столицы, организовались в колонны сообразно политическим и иным пристрастиям и спокойно, весело, ничего не поломав и никого не задев, прошлись под зноем и ливнем несколько километров, а затем вдоволь намитинговались. Красные, белые, имперцы, антифашисты, экологи, православные, атеисты… на проспекте Сахарова соседствовали вполне мирно. Даже оказавшиеся на митинге бок о бок крутые националисты и сексменьшинства лишь однажды слегка поцапались между собой. Это ли не ответ на утверждение, будто бы без железной узды власти общество распадется, все передерутся и перегрызут друг другу глотки. Полиция на митинге особенно не светилась, работы у нее почти не было. Задержанных – ноль. Правда, что и это «Единая Россия» умудрилась поставить себе в заслугу, кивая на «благотворное воздействие» пресловутых законов о штрафах.

События 12 июня стали для гражданского движения экзаменом на зрелость. Она его выдержала и теперь готовится к осеннему наступлению. Что же до власти, теряющей авторитет, ресурсы и способность внушать страх, то ей стоит, наконец, крепко призадуматься, научиться слушать, и, главное, слышать оппонента, вести с ними диалог без дубинок и обысков, не загоняя саму себя в угол. Ситуация в стране и так уже приближается к черте, за которую никому из здравомыслящих людей не хотелось бы переступать.