Много лет назад, отвечая на вопрос журналиста, Зураб Церетели говорил, что  он никогда не хотел быть бедным художником, а хотел быть, например, как Тициан, которого "обожал весь венецианский сенат, вся Венеция, все императоры иностранные". Как известно, Тициан был неприлично богат, устраивал роскошные балы в своем палаццо, а не попавшие на эти балы злопыхатели писали о нем как о "наиболее алчном из людей, когда-либо созданных природой".

Зураб Церетели, которого газета The Georgian Times в 2007 году включила в десятку самых богатых грузин в мире с оценкой состояния $2 млрд, на самом деле преуспел больше Тициана: у него практически нет недоброжелателей. Благодаря своему обаянию и умению договариваться он пережил в качестве "придворного" скульптора несколько поколений власти и не растерял своего.

Звание "грузинского миллионера" Зураб Церетели получил уже в 70-е. Состояние пришло к нему просто: рано возглавив монументальную секцию Союза художников Грузии, Зураб Константинович получил доступ к заказам на оформление главных партийных здравниц. Его скульптуры, а также мозаичные и декоративные панно украсили Гагры, Сухуми, Боржоми, Адлер, Сочи, Мисхор и Пицунду.

В Пицунде случился первый в его биографии скандал. Ходили слухи, что у ОБХСС МВД Грузинской ССР возникли претензии к скульптору: якобы смета работ была необоснованно завышена. А подвели Церетели бамбуковые шторы: по документам они были оформлены как уникальные художественные произведения. Но все обошлось: у Церетели довольно рано появились высокие покровители, среди которых были и первый секретарь ЦК компартии Грузинской ССР Эдуард Шеварднадзе, и главный архитектор Москвы  Михаил Посохин. Дружба с последним, кстати, переросла в родство: дочь Церетели вышла замуж за сына Посохина, тоже не последнего человека в архитектурной среде Москвы. С 1993 года он возглавляет "Моспроект-2", который с легкой руки архитектурного критика Григория Ревзина в конце 90-х годов был прозван "придворной мастерской" мэра Москвы Юрия Лужкова. В "эпоху Лужкова", конечно, и началось превращение миллионера в миллиардера.

В середине июля этого года в Москве арестовали вора в законе Шакро Молодого (Захария Калашова), и в результате на свет всплыли многие истории. Одна из них касается Церетели. Как выяснилось, уже в середине 90-х годов он вместе с американцем грузинского происхождения Алексом Крейном и бывшим сотрудником Минобороны СССР Карленом Азизбекяном являлся совладельцем двух московских казино — "Кристалл" и "Голден Палас". Предполагается, что в 2000 году банда Шакро отобрала оба казино у предпринимателей, а юристы Церетели Владимир Духнов и Алекс Крейн были убиты.

К началу 90-х относится и еще один "лихой" эпизод, приписываемый Церетели. Речь идет о скульптуре Колумба — скорее всего, о том самом Колумбе, который счастливо укоренился в Пуэрто-Рико. В 1992 году он только начинал свой нелегкий путь, а Россия хотела подарить его творение США. В связи с этим Лужков просил Бориса Ельцина освободить от таможенных сборов материалы для композиции. Ваять Колумба предполагалось из бронзы. Но работники таможни, вскрывшие вагоны, идущие с комбината "Уралэлектромедь" под Екатеринбургом, обнаружили там 85 тыс. тонн меди, что составляло 10% годового медного экспорта России. По факту контрабанды было возбуждено уголовное дело, но корыстного интереса Церетели следствие не обнаружило.

 Через два года "дело о русской статуе" обсуждалось уже в Испании: фигуру Голиафа работы Церетели мэрия Москвы преподнесла в дар испанскому городу Марбелья. Некоторое время спустя член оппозиционной испанской Социалистической рабочей партии Исабель Гарсиа Маркес заявила, что на самом деле это был никакой не подарок. Мэра Марбельи Хесуса Хиля обвинили в том, что он заплатил за статую из бюджета около $1 млн, но не напрямую. Лужков и Церетели якобы получили оплату земельными участками, которые скульптор позже обменял на апартаменты в коттеджном поселке Лос-Гранадос. Однако испанская газета El Mundo снова утверждала, что статуя — только вершина айсберга, а на самом деле это была ширма, под прикрытием которой из России контрабандой вывозились медь и бронза. Правоохранительные органы Испании возбудили по этим обвинениям уголовное дело, оно было не единственным против мэра Марбельи — всего он обвинялся по 70 уголовным делам. Через несколько лет "дело о русской статуе" было прекращено: материалы по делам Хиля были украдены, а испанский служащий, которого обвинили в краже материалов, погиб при загадочных обстоятельствах. (Продолжение следует)

ИРИНА БЕГИМБЕТОВА, ГЕОРГИЙ ДВАЛИ

kommersant.ru