Как сообщали «Новые Известия», с начала ноября Российский союз правообладателей (РСП), созданный режиссером Никитой Михалковым, начинает собирать налоги с импортеров и производителей звукозаписывающей техники. Помимо техники в список облагаемых налогом товаров попали и цифровые носители (флэшки, CD, DVD и прочее). По оценкам специалистов, это приведет к подорожанию мультимедийной техники минимум на 1%, поскольку именно по 1% «авторских отчислений» взимается теперь с каждой проданной единицы товара. Далее деньги должны быть направлены авторам музыки и создателям кинофильмов – тем, чьи произведения наиболее часто используются незаконно, – выкладываются в Интернете или тиражируются пиратскими копиями. Новый налог вызвал волну возмущения.

На днях, например, в российской столице прошел митинг под девизом «Нет налогу на болванки!», во время которого активисты потребовали отменить авторские отчисления с производителей и импортеров техники, а также написали петицию в Госдуму с предложением ввести налог на воздух, мозг и вкус. Как сообщали «Новые Известия» (см. номер от 1 ноября 2010 года), многих деятелей культуры возмутил и порядок распределения собранных средств. В сентябре на лентах целого ряда информационных агентств появились сообщения, что РСП намеревается всего лишь 15% собранных налогов отправлять авторам. Гораздо большие средства (25%) уйдут на содержание аппарата организации, а 60% направится в специальный фонд при РСП для развития кинематографии.

Подобное распределение средств и сегодня оставляет много вопросов. Неясно, например, почему «специальный фонд» будет направлять деньги на развитие кинематографии, а не на развитие концертных залов или библиотек. Многие деятели культуры были удивлены, что авторам полагается всего лишь 15% собранных средств. «Наболевших вопросов» оказалось много, поэтому вчера представители РСП собрали пресс-конференцию. Правда, разъяснить все нюансы так и не удалось: пресс-конференция почему-то длилась мало времени, а ее участники, сославшись на занятость, так и не ответили на ряд вопросов.

Актриса Ирина Мирошниченко, пришедшая от лица правообладателей поддержать «михалковский налог», посетовала на то, что артисты не получают отчислений от показов фильмов со своим участием. «Вспомните, как печально уходил от нас великий актер Вячеслав Тихонов, – сказала она. – И вполне возможно, если бы он имел возможность получать деньги от картин со своим участием, это облегчило бы его последние годы». Вскоре она покинула зал, а вслед за ней и актер Федор Бондарчук. Основную задачу по «развенчанию мифов» взяли на себя председатель совета директоров Российского авторского общества Сергей Федотов и заместитель министра культуры Екатерина Чуковская.

«Размер комиссии, установленной за деятельность РСП, составляет 15%, – сообщил господин Федотов. – Причем, я думаю, что эта сумма будет иметь тенденцию к понижению. На финансирование национальной культуры предполагается пока тратить 20% собранных средств. Но такой фонд еще не создан. Создать его – сложный процесс. Надо понять, кто его будет контролировать, чтобы деятельность организации была максимально прозрачной. Все остальные оставшиеся средства пойдут правообладателям». Также он добавил, что «цель организации – не извлечение прибыли из ее деятельности. По закону эта организация не может быть прибыльной. Она может расходовать деньги только на текущую деятельность (содержание аппарата, офиса и всего остального)».

На вопрос «НИ», почему потребитель должен платить налог за чистые болванки (ведь часто они приобретаются для того, чтобы хранить на них семейные фотоснимки), ответила Елена Чуковская. «Что касается легального контента, который можно записать на чистые носители, – здесь много проблем. Раньше как было? На видеокассету мы не могли записать музыку, а на аудиокассету – видеофильм. Сейчас и носители, и техника стали универсальными. И потому мы не можем проследить, как будут использоваться «болванки». Поэтому неизбежно налог берется за чистые «болванки». Но эти допущения разрешены Гражданским кодексом».

Но, похоже, чем дольше продолжалась пресс-конференция, тем больше вопросов возникало у присутствующих. В частности, один из них спросил: «Почему я, как потребитель, вообще должен платить этот налог?» На что Елена Чуковская ответила: «Здесь речь идет не о налоге, а о вознаграждении правообладателя. Вознаграждение носит компенсационный характер. Покупая товар, вы оплачиваете налог на добавочную стоимость, формируя таким образом бюджет страны. Когда вы покупаете диск, который потом будет использоваться, вы платите вознаграждение тому, чье произведение потом на него запишете. Воспроизведение – равно запись».

Источник: "Новые Известия", ЕЛЕНА РЫЖОВА