Рождество было любимейшим праздником в дореволюционной России, по значимости сопоставимым только с Пасхой. Существовало немало традиций, связанных с проведением этих дней, и традиции эти неукоснительно соблюдались — рождественские спектакли, детские праздники, елки для прислуги. На кухне готовились особые рождественские угощения, каждому покупались подарки, шились красивые платья. Не обходилось и без пряничных звезд, свечей, позолоченных орехов на рождественской елке.

Старый уклад жизни запечатлен на стремительно вошедших в моду в начале ХХ века поздравительных рождественских открытках, а также фотографиях, которые хранятся в моем архиве, и часть из которых можно увидеть в выпущенном недавно сборнике из серии Carte Postale «Рождественская мода». Дамы одеты в пальто или манто с меховой оторочкой, капоры или шляпы, в руках у них меховые муфты и подарки в разноцветной бумаге. Мужчины часто сфотографированы в котелках и тонких шерстяных пальто, чему не следует удивляться — большинство фотографий постановочные и снимались в павильонах, очень часто за границей, где, конечно, ведать не ведали о том, как надо одеваться морозной русской зимой.

С приходом большевиков в 1917 году страна, увы, должна была распрощаться со всеми рождественскими традициями, обрядами, всеми этими нарядными свертками и подарками. Пролетарии отвергли церковь и религиозные праздники, объявив рождественскую елку вредным излишеством и мещанским пережитком, и только спустя немало лет ей было дозволено вернуться в быт, но уже как новогодней.

С тех пор укоренилась традиция праздновать Новый год вместо Светлого Рождества Христова. Постепенно новый праздник оброс своей символикой, такой, как абхазские мандарины, «Советское» шампанское, салат оливье, кремлевские елки, речь президента, фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Новогодним платьям в советские времена большого значения не придавалось. Пожалуй, одним из немногих достойных образчиков я могу назвать образ Леночки Крыловой, воплощенный юной Людмилой Гурченко в «Карнавальной ночи», — платье с юбкой, напоминающей пышный цветок, — типичный стиль 50-х, диоровский «нью лук».

Сегодня 50-е снова в моде. Собираясь на новогоднюю вечеринку, выбирайте платье с объемной юбкой длиной чуть ниже колена, тонкой талией и узким лифом или, наоборот, макси-платье в духе последних кутюрных нарядов 60-х — такие можно увидеть на моей выставке «От мини до макси. Мода 1960-х», которая до середины января будет представлена в Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке.

Я всегда журю русских женщин за доходящее до абсурда пристрастие к безудержной, византийской роскоши, когда все лучшее, что есть в их гардеробе, они пытаются надеть одновременно. Новый год, пожалуй, единственный праздник, когда уместно будет блестящее платье — к тому же это один из главных трендов сезона, также будут актуальны красный, золотой и платиновый цвета, кошачьи принты и стиль барокко — парча и витиеватые формы.

Помните о том, что новогодняя елка у вас уже есть, и, глядя на себя в зеркало, подумайте не о том, что бы еще надеть, а что снять — подлинная элегантность всегда идет рука об руку со сдержанностью. Не разменивайтесь на бижутерию или украшения с мелкими камнями — лучше ничего, чем колечко, присыпанное бриллиантовой крошкой. Избегайте также больших сумок. Для новогодней вечеринки идеально подойдет небольшой изящный клатч или минодьер — крошечная ювелирная сумочка с жестким корпусом, наподобие шкатулки. Не забудьте и о подходящем аромате: в холодное время года надо отдавать предпочтение пряным, восточным запахам, в которых доминируют сандал, роза, гвоздика и корица.

Александр Васильев — историк моды, руководитель Московской академии моды
Опубликовано в «Независимой газете»