Можно ли в одном зале увидеть Россию наших прадедушек и прабабушек? Да не просто увидеть, а ощутить ее дух, проникнуться энергетикой, чтобы, наконец, с удивлением узнать в своих предках самих себя? Оказывается можно,  стоит лишь побывать на выставке «Возвращение к истокам», развернутой в Музее мебели. Здесь представлен русский костюм XIX-начала XХ века из коллекции якиманской жительницы Марины Поповой.

Входя в зал, кажется, попадаешь на праздничное гуляние где-нибудь «под Новинским», на Девичьем поле, в Сокольниках или на широкую Макарьевскую ярмарку. За каждым костюмом – социальный типаж и живой человек. Вот крестьянка в «обедневшем» наряде, вот знатная дама в платье с длинным шлейфом и французскими кружевами. Вышитая рубаха сельского жениха соседствует с отделанным золотом камергерским мундиром, сработанным дрезденским мастером Мильтенбергером в приснопамятном 1905 году. Горожанки всех сословий и состояний, селянки самых разных губерний – от северных до черноземных, молодухи и замужние женщины – кого тут только нет!
Современный человек, очутившись в этой пестрой толпе, придя в себя от первого потрясения и осмотревшись, наверняка сделает выводы, не во всем совпадающие с расхожими представлениями о Руси исконной. Она предстанет перед ним не как извечная страдалица и не только как тютчевский «край родной долготерпенья». Выставка предлагает иной образ России – полнокровный, яркий – образ страны, где люди, хотя и жили по старозаветным правилам, чувствовали глубоко и искренне, умели радоваться, знали толк в вещах, были способны выражать себя языком творчества.
Внимательному посетителю экспозиция может поведать больше и нагляднее многих книг по истории. Ему, несомненно, бросится в глаза контраст между европеизированным городом и патриархальной деревней, проявленный в костюме особенно резко. Огромное, накопленное веками художественное наследие, от которого так легко отказался высший класс, досталось русскому крестьянству.
В океан народной культуры вливались и в нем смешивались разнообразные потоки. Так, всем известный сарафан пришел к нам из Персии: Сара-а-пан по персидски означает – одетый с головы до ног, отсюда же индийское сари. Любопытно, что первоначально на Руси сарафан был мужской одеждой. Женщины освоили его позднее, подобно тому, как уже в новейшие времена – брюки. Происхождение одних элементов народного костюма теряется чуть ли не в доисторической древности, другие же заимствовались из модных журналов. Творчество никогда не иссякало. Одежда могла рассказать о человеке очень многое – о его сословном статусе, семейном и имущественном положении, даже о месте жительства. Своеобразный «дресс-код» разгадывался легко. По боярскому роскошный, сияющий всеми оттенками красного, сверкающий золоченым и жемчужным шитьем праздничный наряд богатой курской крестьянки трудно спутать со сдержанным, скромным стилем северной деревни.
Выставка интересна не только историкам, этнографам и ценителям старины, но и дизайнерам, профессионалам моды. Здесь есть что подсмотреть, что перенять , чем вдохновиться. По-настоящему оценить ее способны, наверное, только женщины. По залу они блуждают почти в сомнамбулическом состоянии с лихорадочно горящими глазами, в которых читается одно желание – все примерить! Как они завидуют своим прабабкам!
Еще одно впечатление от экспозиции: ожидаешь увидеть нечто «историческое» – ветхое, траченое молью и мышами, а видишь свежее, добротное, хоть сейчас надевай и носи. Таков результат реставрационных трудов самого коллекционера. Марина Попова «заболела» старинным костюмом уже давно. Все началось с обнаруженного в сундуке розового венчального платья прабабушки. Предметы приходили в коллекцию порой причудливыми путями. Что-то дарили родственники и знакомые, что-то покупалось у антикваров, на вернисажах и барахолках, что-то дарилось, а что-то находилось и на помойках.
Собирательство — дело интимное. Но, в конце концов, обычно побеждает желание поделиться красотой с окружающими. Коллекция Марины Поповой   выставляется для широкой публики впервые. И думается, не прогадают те, кто поспособствует развитию начинания, кто откроет для него экспозиционные площадки. Пока же старинные костюмы на время приютил молодой Музей мебели. Не правда ли знакомое название! На память невольно приходят «Двенадцать стульев» – Остап Бендер и Киса Воробьянинов, бродившие по мебельному музею в поисках заветного гарнитура мадам Петуховой. Тот  музей в 20-х годах располагался в якиманских краях — в Нескучном дворце. Нынешний открылся совсем недавно заботами московских властей и реставрационной фирмы «Смирвальд». Он занял красивый, любовно восстановленный усадебный дом XVIII-XIX вв., принадлежавший когда-то Аршеневским, в пяти минутах ходьбы от метро «Таганская» или «Марксистская» на Таганской улице, 13. Часы работы – с 11 до 18, кроме понедельника.  Выставка будет работать до конца февраля, и, возможно, ее продлят еще на какое-то время.
 
 Борис Арсеньев
На фото: сарафан из курской губернии; женский головной убор — сорока(XVII век, центральные и южные районы России).