В наши дни без длинных рядов темно-зеленых бутылок с серебристыми вершинами приличный магазин и представить-то невозможно.И это только усложняет вопрос выбора. Тем более что ни раскрученная марка, ни громкое имя производителя еще ничего не гарантируют.

"Даже фирменная продукция, выпущенная с соблюдением всех возможных норм, может разительно отличаться друг от друга. Вино из разных бутылок даже одной партии может сильно отличаться на вкус, и это непредсказуемо", - объяснили во Всероссийском НИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности (ВНИИВП). Однако полагаться исключительно на волю случая специалисты не советуют. Запомнив несколько простых правил, риск можно значительно сократить.

Убедитесь, что облюбованная вами бутылка вышла из погребов солидной компании, такие откровенной "шипучки" все-таки не делают. Так, например, во Франции шампанское выпускают больше сотни фирм, но своеобразной гарантией качества являются названия лишь немногих - Moet et Chandon, Veuve Clicquot, Roederer, G.H. Mumm, Louise Pommery и некоторых других. Отделить "агнцев от козлищ" довольно просто — на этикетке фирменной бутылки должны обязательно стоять не только название вина и фирмы, выпустившей его, но и слово Champagne и буквы N.M. Наличие этих букв означает, что производитель владеет плантациями винограда, а слово Champagne, что вино сделано по классической технологии именно в Шампани.

Строго говоря, остальные вина шампанским именоваться права не имеют. Хотя, зачастую, они ничем не хуже, но все равно всего лишь игристые. Во Франции это обозначаются словом "cremant", в Германии и Австрии — "sect", в Испании — "cava", в Италии - "spumante". И только у нас существует собственное "шампанское" — "Советское" и "Российское". При этом за деньги, в которые оценивается бутылка Veuve Clicquot, можно купить три бутылки итальянского Asti Mondoro, столько же испанского Freixenet или 20 бутылок "Советского шампанского". Стоит ли переплачивать за бренд — решайте сами.

В ВНИИВП считают, что делать этого не стоит, поскольку современные технологии, применяемые на российских заводах, позволяют выпускать вино, "приближающееся по качеству к настоящему французскому шампанскому". Большинство россиян, похоже, считает так же. По данным компании "Бизнес Аналитика", 87,6% продаваемого в России "шампанского" выпущено на отечественных заводах. На долю Молдовы приходится 4,9%, Италия - 4%, Украины - 2,4%, а доля Франции ниже статистической погрешности.

В России есть и свои "шампанские бренды". Лидерство по продажам удерживают осетинский "Исток", дербентский "Завод игристых вин", московские "Kорнет" и "MKШB", а также питерское ЗАО "Игристые вина". Впрочем, выбор между их винами и продукцией других заводов во многом зависит от вкуса, на который, как известно, товарищей нет. Куда важнее не нарваться на откровенную подделку.

Легче всего отличить ее от настоящего вина на вкус, но в магазине это, увы, невозможно. А потому обращайте внимание на внешний вид бутылки. Прежде всего она должны быть чистой — на заводах их моют, грязь, как и любые повреждения стекла, должна вызывать подозрения. Особое внимание во ВНИИВП призывают обращать на пробку. Бутылка с полиэтиленовой пробкой не может содержать хорошее вино: его всегда закрывают натуральной корковой пробкой, т.к. полиэтилен пропускает кислород. Стекло, из которого сделана бутылка, обязательно должно быть темным — избыток света тоже может испортить вино. В донце обязательно конусовидное углубление, создающее дополнительную площадь соприкосновения вина со стенками для уменьшения давления на них. В бутылке с плоским донышком фальшивка по определению.

Этикетка — лицо шампанского. Наклеена она должна быть намертво и ровно. На ней должны быть указаны марка вина, название предприятия-изготовителя, значок РОСТЕСТа, код сертификационного органа, количество сахара, а на обратной стороне этикетки — если рассмотрите через вино — номер партии и дата выпуска.




Содержание сахара в шампанских винах

Группа вин

Концентрация сахаров, г/дм3

Брют

не более 15,0

Сухое

20,0-25,0

Полусухое

35,0-45,0

Полусладкое

55,0-65,0

Сладкое

75,0-85,0

Здесь же указывается и объемная доля этилового спирта. Даже если шампанское безалкогольное.Именно безалкогольное, а не детское! Последнее, по сути, не вино, а обычный лимонад. Вода, двуокись углерода, сахар, лимонная кислота, бензоат натрия, натуральные и идентичные натуральным ароматические вещества, и ни капли виноградного сока. Безалкогольное шампанское, точнее, игристое, к Шампани никакого отношения не имеет, его выпускают компании Ariel (Калифорния), Le Canotier (Франция), Peter Mertes (Германия). Это вино, из которого перед разливом в бутылки удалили спирт. Примерно полпроцента алкоголя в вине остается, но столько же градусов может содержать и квас, и фруктовый сок. Для встречающих праздник беременных женщин — самое то.

Но вернемся к шампанскому. На противоположной стороне бутылки обычно клеится контрэтикетка с информацией о производителе, времени и методе шампанизации. Здесь же могут быть указаны и сорта винограда, из которых оно изготовлено. Но эта информация не является обязательной. А вот ГОСТ, в соответствии с которым изготовлено вино, непременно должен быть указан. В России таковых всего три - "ГОСТ 13918-88 Советское шампанское", "ГОСТ Р 51165-98 Российское шампанское" и "ГОСТ Р 51158-98 Вина игристые". Отсутствие этих шифров — признак подделки. Такой же явный, как и замеченный при переворачивании бутылки осадок. В качественном шампанском его не бывает.

Последнюю проверку шампанское пройдет уже за праздничным столом. Если в фужерах окажется желтая, коричневая или янтарная жидкость, на стенках "висят" крупные пузырьки, а накрывшая бокал шапка пены тут же опала — вы все-таки обманулись. Если же шампанское светло-соломенного цвета, а мелкие пузырьки, зародившись на дне, несколькими тонкими струйками устремляются наверх, то вы сделали правильный выбор.

Истчоник: ROKF.RU