Создавая своеобразную антологию «диалогов» картины и рамы, кураторы выставки соединяют два главных метода искусствоведения – формально-стилистический и феноменологический. Первый метод ориентирован на описание и анализ формы произведения искусства. В экспозиции будет представлена стилистическая эволюция рамы как предмета декоративно-прикладного искусства. Феноменологический подход основан на исследовании не самих вещей, а опыта личности, познающей их. На основе такого подхода проанализированы и будут представлены зрителям принципы взаимодействия картины и рамы, в том числе значение рамы как границы произведения искусства и роль декора рамы как комментария к живописной работе.

Интересный, художественно самодостаточный материал из коллекции Третьяковской галереи давно ждал специального исследования и показа. Некоторые рамы, так называемые авторские, создавались по эскизам самих художников непосредственно к их работам. К ним относятся рама для картины «В мастерской художника» К.Е. Маковского (1881) и рама для «Портрета неизвестной» И.К. Макарова (1860), в декоре которой резные герб и девиз позволяют предположить, что на полотне изображена дама из рода Лермонтовых. Рамы заказывались авторами в известных русских и европейских мастерских С.А. Абросимова, А.А. Грабье, А. Мо, А. Жеселя, П. Омбера и у индивидуальных рамщиков – Гребенского, М.Д. Левозорова и других.

Выставку составят около 150 произведений из собраний Третьяковской галереи, Исторического музея и из нескольких частных коллекций. Помимо монументальных живописных произведений в обрамлениях и рам, экспонируемых отдельно, зрители увидят шедевры декоративно-прикладного искусства малых форм – костяные резные иконы и изящные рамки для фотографий фирмы Карла Фаберже.

Особенностью выставки станет ее организация в пространстве музея. Основная часть экспозиции развернется на двух этажах Инженерного корпуса. Здесь будут представлены обрамления икон – киоты, оклады, фрагменты иконостасов, а также разные типы рам XVIII и XIX веков, трансформации и метаморфозы границ художественного произведения в целом в XX веке. Одной из центральных работ, на примере которой прослеживается взаимодействие программы картины и декора ее обрамления, является «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» И.Е. Репина (1886). К выставке была проведена масштабная реставрация и самой картины, и ее уникальной рамы: все элементы обрамления были детально изучены, что позволило раскрыть их смысловое значение.

Некоторые произведения, необходимые для создания более полного представления о бытовании рамы в России, являются неотъемлемой частью постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Чтобы не нарушать логику ее построения, картины останутся на своих местах в залах основного здания в Лаврушинском переулке и будут снабжены специальными экспликациями. В их числе «Неравный брак» В.Д. Пукирёва (1862), «Апофеоз войны» В.В. Верещагина (1871) и «”Что есть истина?” Христос и Пилат» Н.Н. Ге (1890), «Демон поверженный» М.А. Врубеля (1902, реставрация рамы осуществлена в 2014 г. при поддержке Благотворительного фонда «РЕНОВА»).

Проблема взаимоотношений произведения искусства и его границ находилась в сфере внимания искусствоведов, филологов, философов ХХ столетия. Одно из наиболее интересных рассуждений на эту тему принадлежит испанскому философу Хосе Ортеге-и-Гассету. В экспозиции будут представлены российские и зарубежные издания, в которых изложен опыт научной и выставочной работы с рамами.

Выставка станет продолжением масштабной работы по реставрации, изучению и каталогизации уникального фонда художественных рам, которым обладает Третьяковская галерея. На выставке представлены рамы, изготовленные из самых разных материалов и в различных техниках: прорезная резьба, мастичный декор; гипс и папье-маше, использование в декоре рам бархата и кружева, эмалей и драгоценных металлов. В ходе работ некоторым живописным произведениям были возвращены «родные» рамы, таким образом удалось восстановить изначальные «идеальные пары».

На всем протяжении подготовки к выставке специалисты по реставрации деревянных основ и багета работали совместно с резчиками, восполнявшими крупные утраты. Научные консультации кураторам проекта оказывали сотрудники Института археологии РАН и Московского государственного университета леса.

К выставке подготовлен каталог, явившийся итогом работы большого научного коллектива авторов. Благодаря этому изданию многие уникальные рамы будут опубликованы впервые и, тем самым, введены в научный оборот. Помимо многочисленных иллюстраций книга содержит статьи ведущих историков русского искусства, раскрывающие феномен рамы, особенности ее бытования на русской почве, ее «приключения» и трансформации на путях долгого исторического развития. Каталог содержит чрезвычайно ценный справочный материал: подробную библиографию по избранной теме, справочник терминов, а также справочник рамных мастерских и рамных мастеров. Работа по составлению этого необходимого справочника была предпринята впервые. В последние дни работы выставки, в ноябре 2014 года, пройдет открытая научная конференция, доклады которой будут посвящены как конкретным памятникам, так и теоретическим вопросам «философии рамы».

Помимо каталога к выставке подготовлены: издание из серии «История одного шедевра», посвященное картине И.Е. Репина «Прием волостных старшин…» и ее раме (при поддержке ОАО "ТВЭЛ"), книга для детей «Про рамы и картины» (при поддержке компании ВР), детское лото. В образовательную программу войдут лекции, встречи со специалистами и интерактивные детские занятия на выставке, а также викторина, в которой смогут принять участие все посетители. В рамках программы на выставке будет показан мультфильм Ф.С. Хитрука «Человек в рамке» (1966), а также специально подготовленные к выставке фильмы о технологии реставрации рам и о «диалогах» картины и рамы на примерах собрания Третьяковской галереи.

Обрамлению картины отведена важнейшая роль презентации произведения и обозначения границы его присутствия в пространстве. И если «правильная» рама способна подчеркнуть совершенство живописи или рисунка, то неверно подобранная может нивелировать достижения художника. Третьяковская галерея своей зрелищной и яркой выставкой представляет зрителям прекрасные примеры «диалога» картины и рамы и позволяет насладиться лучшими образцами драгоценных оправ.