В Москве, на Петровско-Разумовской аллее, стоит памятник собаке Лайке, первому космонавту. В Ижевске есть памятник собаке Звездочке – последней собаке-космонавту.

В окрестностях Лиона есть памятник грейхаунду Гинфорту – собаке, спасшей ребенка от ядовитой змеи (по другой версии – от волка). Местные жители долго почитали Гинфорта как святого, покровительствующего маленьким детям, причем им было совершенно безразлично, что у «святого» не две ноги, а четыре.

У входа на Кладбище собак в Париже стоит памятник сенбернару Барри, который спас сорок человек зимой в горах. По легенде сорок первый спасаемый убил Барри, приняв его за волка. Другая версия сообщает, что сорок первым спасаемым был ребенок, которого Барри выкопал из-под снега, отогрел и принес в деревню, после чего прожил еще двадцать лет, продолжая спасать людей.

В Центральном Парке Нью-Йорка стоит памятник сибирской лайке Балто, псу, который смог довести упряжку через буран за тысячу километров и спас детей, доставив противодифтеритную сыворотку. Эта история общеизвестна благодаря диснеевскому мультфильму. Так Балто увековечили дважды – в бронзе и на пленке.

В Санкт-Петербурге, на территории Института экспериментальной медицины, есть памятник собакам, участвовавшим в экспериментах – «От благодарного человечества». Памятник поставлен стараниями академика Павлова.

Под Уманью, в селе Легедзино, есть памятник 150 собакам, погибшим в бою в 1941 году вместе с батальоном пограничников. Очевидцы боя утверждали, что собаки дрались насмерть, и остановить их смогли только танки. А те собаки, которые остались в живых, находили на поле боя своих погибших проводников и охраняли тела, и умирали рядом с ними, отказываясь от пищи, которую приносили местные жители.

В Петербурге с высоты изучает Малую Садовую улицу кот Елисей, а напротив устроилась кошка Василиса – это память о кошках, которых привезли в блокадный Ленинград из Ярославской области, чтобы спасти город от крыс.

Подобный список может быть очень и очень длинным. С этими животными все ясно – их увековечили в напоминание о подвигах, которые они совершили. Однако по всему миру стоят памятники кошкам и собакам, которые не совершили ничего героического.

В Киеве, в парке, напротив Золотых Ворот стоит памятник персидскому коту Пантелеймону. Это был «ресторанный» кот, и прославился лишь тем, что по-хозяйски относился к гостям ресторана, проверяя качество обслуживания. Пантелеймон не совершал подвигов, но его любили и работники ресторана, и посетители, а когда кот погиб при пожаре, постоянные посетители ресторана установили бронзовую статую в его честь. Говорят, что если положить Пантюше под лапу денежку и, взяв его одновременно за ухо и хвост, загадать желание, оно непременно сбудется.

В Самаре есть памятник, посвященный 150-летию изобретения отопительной батареи: окно, батарея, а на подоконнике лежит кот – символ тепла и уюта.

В Тольятти стоит памятник овчарке, которую местные жители называли Константин («постоянный»), настоящего имени собаки не знали. История пса трагична: хозяева погибли в автокатастрофе, а собаку выбросило из машины, и она осталась жива. В течение семи лет овчарка ждала возвращения хозяев на месте их гибели, пес радостно встречал все вишневые «девятки» – именно такая машина была у его хозяев, но так и умер, не дождавшись возвращения своих хозяев. На памятнике написано: «Памятник преданности».

В итальянском городе Борго-Сан-Лоренцо есть памятник собаке Фидо – четырнадцать лет пес встречал автобусы на остановке, ожидая хозяина, погибшего во время бомбежки в 1943 году. На постаменте памятника написано: «Фидо. Образец преданности».

В Эдинбурге стоит памятник скай-терьеру Бобби, который четырнадцать лет охранял могилу своего хозяина. Он отходил от нее только поесть в близлежащий ресторанчик – его там подкармливали, и погреться, когда погода была уж очень плоха. Он так и умер на могиле своего хозяина и был похоронен в воротах кладбища, недалеко от хозяйской могилы.

И так далее… Этот список бесконечен – собаки и кошки, которым ставили памятники не за подвиги. А за что же?

Не так давно наша семья потеряла своих четверолапых членов, двух кошек – Пуху и Жабочку. Они не совершили ничего выдающегося в своей довольно долгой (по кошачьим меркам) жизни. Разве что Пуха в юности ухитрилась съесть целую вареную курицу, а Жабочка пыталась утащить кость прямо из лап ротвейлера (пес так изумился кошачьей наглости, что поделился с кошкой мясом). Правда, они спасли нас от пожара.

И еще терпеливо замуркивали мигрени и зубные боли, работали компрессами при ангинах и желудочных коликах, согревали в холодную погоду, требовали вкусненького, царапались, когда были чем-то недовольны, изодрали пару кресел, один диван и множество обоев. Таскали мясо из собачьей миски, таскали  из еды все, что плохо лежало. Любили спать на наших подушках. Прыгали за игрушками на веревочках и обожали мячики. Пухочка любила спать на коленях, а Жабочка – на плече.

Ничего выдающегося. Но мы считаем, что наши кошки заслуживают памятника. И не только наши, а все. Потому что вся их жизнь – своеобразный подвиг во имя своих людей. Они долгие годы радовали нас, они жили нашими радостями и печалями, старались утешать нас, как могли, ухаживали и заботились о нас изо всех своих сил и возможностей.

По всей Земле во множестве домов кошки и собаки отдают свою жизнь людям, радуются их радостям, грустят их печалями. И это – самый большой подвиг кошек и собак. И именно за это им ставили, ставят и будут ставить памятники. Домашним любимцам – от благодарного человечества.

Источник: Школа жизни.ru, София Варган