Депутаты наконец решили навести порядок в туристической рознице, сейчас никак не регулируемой. Внесенные вчера в Госдуму поправки к закону "Об основах туристской деятельности в РФ" предусматривают запрет всем турагентствам, точное число которых неизвестно, продавать туры от своего имени. Теперь покупатели будут заключать договоры исключительно с туроператорами, бизнес которых застрахован.

На туристическом рынке работают два типа компаний — операторы и агенты. Первые формируют турпродукт: договариваются с гостиницами, авиаперевозчиками, принимающими партнерами и т.п. Вторые продают потребителям этот продукт за комиссию, которая, как правило, не превышает 10%. Деятельность туроператоров подробно регламентирована законом "Об основах туристской деятельности в РФ": такая компания, в частности, должна иметь финансовую гарантию. Сейчас в реестре, который ведет Ростуризм, числятся почти 1,9 тыс. операторов выездного туризма с гарантией на 30 млн руб., 36 с гарантией на 60 млн руб. и 38 — на 100 млн руб. Никаких подобных требований к турагентам не предъявляется. При этом последние годы ознаменовались крахом не только операторов ("Детур" в 2008 году или "Капитал Тур" в 2010-м), но и агентств. Например, в 2009 году прекратила работу, не рассчитавшись с клиентами, петербургская сеть "Мир без границ", тогда же обанкротилась федеральная сеть "Куда.ru".

После того как в 2007 году было отменено лицензирование турагентской деятельности, точное число таких фирм неизвестно. В добровольном реестре агентств, который ведет Российский союз туриндустрии (РСТ), на сегодняшний день зарегистрировано почти 9,4 тыс. компаний. В целом количество работающих на рынке агентств, скорее всего, вдвое больше, полагает вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. Каждое такое агентство сотрудничает минимум с 30 операторами, напоминает президент "Натали Турс" Владимир Воробьев.

Внесенные вчера в Госдуму депутатом-единороссом Владимиром Головневым поправки к отраслевому законодательству впервые затрагивают бизнес агентств. Теперь они смогут продавать путевки только от имени и по поручению туроператора, но не от своего имени, как сейчас происходит практически в 100% случаев, уточняет гендиректор юридического агентства "Персона Грата" Георгий Мохов. По его мнению, если эти поправки будут приняты, системное изменение всей туристической розницы неизбежно.

Такие поправки не выгодны прежде всего самим операторам, уверен гендиректор ростовской сети турагентств "Розовый слон" Алексан Мкртчян. Ведь если договор заключен от имени оператора, то он и будут отвечать перед туристом, если тот оказался недоволен предоставленной услугой.

"Профессионализм примерно 80% работающих с нами агентов не вызывает сомнений, с оставшимися, если договоры надо будет заключать от нашего имени, возможно, придется расстаться",— не исключает гендиректор НТК "Интурист" (туроператорское подразделение одноименного холдинга) Виктор Тополкараев. Чтобы обезопасить себя, операторы станут более внимательны в выборе агентов и, видимо, потребуют от них депозиты, рассуждает господин Мкртчян. По его мнению, далеко не каждое агентство сможет внести депозиты сразу нескольким операторам, соответственно, число розничных продавцов неминуемо сократится.

Сейчас подобную систему депозитов практикует "Натали Турс". Новая турфирма может стать агентом этого оператора, только если внесет на его счет 50 тыс. руб. фингарантии. После того как продажи агентства превысили $50 тыс., эта гарантия возвращается. Если турфирму такой вариант не устраивает, она может продавать туры "Натали" как субподрядчик одного из более 1,5 тыс. уполномоченных агентств. "В них мы уверены и готовы в любой момент передать им право заключать договоры от нашего имени",— говорит господин Воробьев. Между тем в конце 2010 года одно из уполномоченных агентств "Натали" — самарский "Гермес Тур" — не смог рассчитаться ни с оператором, ни с субагентами, ни с клиентами, и сейчас "Натали" через суд требует с бывшего партнера почти 12,4 млн руб.

Продажи туров только от имени и по поручению операторов защитят потребителей от непрофессиональных действий агентов, признает первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович. Но, по его мнению, более правильным был бы контроль за розницей через саморегулируемые организации и механизм фингарантий. РСТ, по словам его вице-президента Юрия Барзыкина, "на данном этапе развития рынка" изложенную в поправках идею не поддерживает: она только сузит число игроков, но не решит проблему по существу.

Источник: Коммерсантъ, Сергей Соболев