В начале февраля Минобороны продало на торгах принадлежащую ведомству недвижимость, входящую в архитектурный ансамбль «Кокоревское подворье» на Софийской набережной (построен в 1867 году). Как говорится в сообщении ведомства, победителем стало ЗАО «АСН-Инвест», заплатившее за объект 2,568 млрд руб. (около $88 млн) при стартовой цене 2,506 млрд руб.

КОКОРЕВСКОЕ  ПОДВОРЬЕ (Софийская наб., 34, Болот­ная ул., 12)

KokorevkaMОдна из наиболее ярких эпох преобразований началась в России во второй половине XIX века. Она вместила в себя отмену крепостного права, другие «великие реформы» Александра II, решительное наступление русского капитализма, небывалый рост промышленности и торгов­ли, становление гражданского общества, подъем науки и техники, наконец, выдающиеся явления в сфере культуры. Памятник этой эпохи в Москве – Кокоревское подворье – некогда крупнейшая гостиница и деловой центр напротив Кремля. Своими массивными корпусами комплекс раскинулся на целый квартал от Москвы-реки до Водоотводного канала. Столь же впечатляюща и его история...

До середины XIX в. этот участок в Средних Садовниках по соседству с храмом св. Софии Премудрости Божией занимали частные дворы. Один из них в 1770-х гг. принадлежал знаменитому архитектору Василию Баженову. Здесь у него были двухэтажный дом, хозяйственные постройки, оранжерея и даже прудик в саду. В 1860 г. два здешних двора приобрел и объединил в одно вла­дение московский купец Василий Алексеевич Кокорев (1817-1889). Это был ко­лоритнейший персонаж своего времени, личность легендарная. Он войдет в историю как «человек большого калибра» и «игры ума». Его в шутку называли кандидатом в министры финансов. «Не только в истории московского купечества, но и в русской истории вообще он останется яркой фигурой человека, который хорошо знал нужды России, и ее народный характер, угадывал ее потребности и подчас находил нужное решение» – так писал о Ко­кореве знаток Москвы купеческой П. А. Бурышкин. Были, впрочем, и иные, рез­ко негативные, отзывы современников, обвинения в лицемерии и гордыне, в неразборчивости в средствах достижения цели. Сегодня имя Кокорева извест­но лишь специалистам и любителям московской истории. Это тем более несправедливо, что именно он стоял у истоков базовых отраслей отечественной экономики, определяющих благосостоя­ние страны и в наши дни.

В. А. Кокорев родился в семье солигаличского купца-старообрядца, нигде не учился, но весьма преуспел в самообразовании. Он стал состоятельным чело­веком еще в молодости, унаследовав родительские капиталы и преумножив их внедрением новой технологии производства соли. Однако подлинное, поистине сказочное, богатство принесли Кокореву винные откупа, реформированные по схеме предложенной им правительству. «Откупщицким царем» величал Василия Алексеевича его приятель и деловой партнер Савва Мамонтов. Нажив несметные капиталы (по разным оценкам от 6 до 30 миллионов рублей, что по нынешнему счету равно примерно стольким же миллиардам), Кокорев мог браться за масштабные и рискованные проекты. Он наладил торговлю с Персией, был в числе пионеров нефтяной отрасли в России. В 1857 г. под Баку в Сураханах он строит первый в стране нефтеперерабатывающий завод для производства осветительного масла. Добыча «черного золота» растет стремительно. В качестве научных и технических консультантов Кокорев привлекает к делу ве­дущих специалистов, в том числе Д. И. Менделеева. Вскоре организуется Ба­кинское нефтяное общество. Раньше многих других Кокорев оценил огромное значение и далекие перспективы транспортного бизнеса. Он активно участвовал в железнодорожном строительстве, буквально преобразовавшем Россию, ор­ганизовывал речные и морские пароходства, первым предложил пустить в Моск­ве конку.

Ярко проявил себя Кокорев и как финансист. Ему принадлежит прио­ритет в создании российских акционерных обществ и первого московского коммерческого банка – Купеческого. Впрочем, широкой натуре Кокорева было тес­но в рамках даже столь бурной предпринимательской деятельности. Он смело и решительно вступил на общественную стезю. В его лице русский бизнес при­обрел не только практика, но теоретика и глашатая. В своих книгах, стать­ях и речах Кокорев пропагандировал отказ страны от внешнеполитических аван­тюр и сосредоточение сил на внутреннем развитии, ратовал за создание нацио­нальной модели капитализма.

«Пора прекратить поиски экономических основ за пределами отечества..., пора, давно пора, возвратиться домой, и познать в своих людях свою силу» – эти слова актуально звучат и сегодня. Кокорев был близок к славянофилам, особенно к Аксакову, дружил с М. Погодиным.

У тогдашних консерваторов он, однако, слыл «западником», «либералом», «демо­кратом» и чуть ли не смутьяном. Кокорев и впрямь не боялся публичных акций. Так, в феврале 1856 г. он организовал в Москве торжественную встречу защитников Севастополя, превратившуюся в небывалую патриотическую манифестацию. У Серпуховской заставы Кокорев лично поднес героям-черноморцам хлеб-соль огромного размера и, встав на колени, поклонился им. А на Серпуховской площади их ждали накрытые столы с обильным угощением. Три дня севастопольцы пили и закусывали бесплатно – все расходы взяли на себя винные откупщики, подвигнутые своим «царем». Кокорев оказался и в числе самых смелых пропагандистов отмены крепостного права и других либеральных реформ.

Еще одна сторона ки­пучей деятельности предпринимателя – меценатство и культурное просветительство. Кокорев собрал коллекцию живописи из 500 произведений русских и ино­странных мастеров и в 1862 г. открыл при своем доме в Петроверигском пере­улке публичную галерею. Здесь же был лекционный зал, где выступали такие корифеи, как Тургенев и Достоевский, а также трактир в русском стиле. Позд­нее Кокорев основал для художников известную «Академическую дачу» под Выш­ним Волочком. Был Василий Алексеевич и страстным книголюбом, собрал библиотеку из более чем 4 тыс. томов.

Размах начинаний Кокорева наглядно демонстрирует и гостинично-деловое подворье, возведенное напротив Кремля. Стройка обошлась более чем в два млн. рублей – огромную по тем временам сумму. Проект выполнил петербургский архитектор И. Д. Черник. Руководил строительством А. В. Булгарин. Все рабо­ты завершились в 1864 г.

Кокоревское подворье представляло собой протяжен­ное с юга на север каре из четырех корпусов. Два основных, расположенных симметрично, выходили на Москву-реку и Водоотводный канал. В них было по четыре этажа, в центре фасадов – проезды во двор. Мощные карнизы, арочные окна, суровая сдержанность убранства придавали зданиям несколько тяжеловесную представительность. С двух других сторон пространство подворья ограни­чивали 3-этажные корпуса, а посредине двора впоследствии появился еще один корпус – в пять этажей. Таким образом, образовались два внутренних двора – «Стрекалов» и «Монахов», как именовали их москвичи.

В здании, выходившем на Москву-реку, обосновалась гостиница, Она была тогда крупнейшей в городе: 315 номеров вмещали 700 постояльцев. Необычные для своего времени удобства – водопровод, ванны и ватерклозеты, богатая библиотека-читальня, а также относительная дешевизна проживания и, главное, чудесный вид на Кремль, способствовали популярности Кокоревского подворья.

Кто только не останавливался здесь: писатели Мамин-Сибиряк, Мельников-Печерский, бельгийский поэт и драматург Эмиль Верхарн. Здесь бывал Чехов, сравнивавший огромное мрачноватое Кокоревское подворье с Эскориалом – замком испанских королей. В 1867 г. Л. Н. Толстой посетил в гостинице сестру Марию Николаевну, остановившуюся здесь с детьми.

Особен­но любили Кокоревское подворье художники, без сомнения, из-за панорамы Кремля. Крамской, Поленов, Верещагин гостили здесь, а Константин Коровин, Виноградов и Пчелин даже устроили свои мастерские. Не раз останавливался в «Кокоревке» и Репин. В 1867 г. он отмечал в письмах, что «пребывает здесь с удовольствием», а Замоскво­речье называл «лучшим местом города».

В 1872-м, приехав в Москву для рабо­ты над картиной «Славянские композиторы» для ресторана «Славянский базар», Илья Ефимович вновь поселился в Кокоревском подворье. Вид из окна на древ­ний Кремль заставил его тогда вспомнить лермонтовскую «Песнь о купце Калаш­никове»: «Как-то особенно торжественно и тихо. Точно ждет чего-то старая Москва. Да, она действительно ждет пробуждения!» Художник жил в номере 58-м с молодой женой Верой Алексеевной. В 1877 г. Репин еще раз вернулся в эти гостеприимные стены: он подыскивал себе постоянную квартиру. С ним вновь была супруга и уже трое детей.

Среди музыкальных деятелей – постояльцев Кокоревского подворья можно вспомнить композитора Аренского, критика Лароша, Очень любил эту гостиницу Чайковский. В январе 1866 г. с нее собствен­но и началось знакомство с Москвой. Правда, тогда композитор прожил здесь всего день, переехав к Н. Рубинштейну на Моховую. Но впоследствии он останавливался в «Кокоревке» в 1879, 1881, 1882 и в 1884-м.

Кокоревское подворье было, выражаясь современным языком, многофункцио­нальным комплексом. Помимо гостиницы оно включало в себя два десятка мага­зинов, конторские и складские помещения. Во дворе корпуса, выходящего на Болотную ул. в 1866 г. открылся первый в Москве коммерческий банк – Купеческий. Инициаторами и активными участниками начинания были В. А. Кокорев, Ф. В. Чижов, И. А. Лямин при содействии известного финансиста Е. И. Ламанского. Знают ли современные столичные банкиры, откуда пошло их дело?

Одновременно со строительством подворья Кокорев взялся за преобразование его окрестностей. На Болоте вдоль Водоотводного канала был устроен пер­вый в Замоскворечье бульвар. Он назывался Кокоревским, и просуществовал до 1930-х гг. Сейчас здесь Болотная набережная напротив здания районной упра­вы Якиманка. Кокорев получил разрешение властей также построить пешеход­ный мост через канал. Но план этот осуществился только в наши дни.

Предпринимательский взлет Кокорева закончился тогда, когда государство, доселе ему покровительствовавшее, сменило экономический курс. Чтобы рас­платиться с долгами Василию Алексеевичу пришлось за полцены продавать ак­тивы и недвижимость. Пошло с молотка и подворье. Впоследствии хозяином его был князь Н. Гагарин, а само оно называлось уже не Кокоревским, а Софийс­ким.

В 1905 г., где-то в недрах подворья революционеры хранили бумагу для нелегальной типографии РСДРП. Оттуда же распространялась подпольная лите­ратура. В 1917-м красногвардейцы, пробравшись на чердак гостиницы, обстре­ливали занятый юнкерами Кремль.

В советское время в подворье угнездились различные конторы. Было здесь и жилье. В конце концов, бывшую гостиницу облюбовало военное ведомство, служба тыла. Здание получило трехэтажную над­стройку и стало похожим на громадный сундук.

В начале XXI века корпус, выходящий на Водоотводный канал, неожиданно дал трещину. Приш­лось срочно эвакуировать людей, а затем снести крыло здания. В буду­щем предполагается его восстановление. Существуют также планы сноса над­стройки над основным корпусом на Софийской набережной и воссоздания его в первоначальном виде.

Думается, что историческое Кокоревское подворье еще способно послужить Москве по своему первоначальному назначению – как вели­колепная гостиница, деловой и культурный центр.

Борис Арсеньев, энциклопедия «Якиманка от А до Я», 2-й том, 2008 г.