Благодаря усилиям ученых мы снова можем услышать человеческий голос, запечатленный 123 года назад. Эта запись связана с любопытной и малоисследованной страницей из жизни знаменитого изобретателя. И пусть имя говорящего осталось тайной, недавно удалось узнать — что же произносилось и, главное, зачем.

Неприметное кольцо из твердого олова, хранящееся в музее Эдисона (Thomas Edison National Historical Park), давно привлекало внимание специалистов. Обрывок старого ярлыка, привязанный к кольцу, гласил: «Tin Phonograph Cylinder […]l Record», но что было на этой записи для фонографа, почему данная запись сделана именно на кольце и какое слово заканчивалось на букву «l» — никто не знал.

Кольцо дошло до наших дней изрядно помятым, так что проиграть все его бороздки обычным способом не представлялось возможным. Но на помощь историкам пришли ученые Карл Хабер (Carl Haber) и Эрл Корнелл (Earl Cornell) из национальной лаборатории Лоуренса в Беркли (Lawrence Berkeley National Laboratory).

По информации ScienceDaily, Хабер и Корнелл использовали трехмерную оптическую технологию сканирования, разработанную в 2007-2009 годах в сотрудничестве с Библиотекой Конгресса. С помощью лучей света напарники построили цифровую модель поверхности кольца.

Далее при помощи программы распознавания изображений ученые перевели «горы и ущелья» на поверхности олова в звук.

Оказалось, что кольцо хранит фрагмент популярной на Западе старинной детской песенки "Twinkle, twinkle, little star", исполняемый женщиной (ее личность ученым установить не удалось). Послушать еу голос можно на этой странице. Оригинальная скорость воспроизведения осталась неизвестной, так что при реконструкции ученые устанавливали ее на слух.

Далее в дело вступили историки Патрик Фистер (Patrick Feaster) из университета Индианы (Indiana University) и Рене Рондо (René Rondeau) из Калифорнии. Они перелопатили кучу архивов, прежде чем выяснили происхождение этой записи.

В 1888 году Томас Эдисон задумал проект говорящих кукол, в чреве которых скрывался крошечный фонограф с закольцованной записью веселого детского стишка.

Первые заметки в дневнике, относящиеся к этому проекту, Эдисон сделал в сентябре 1888 года. В октябре там появились записи, по-видимому, отражающие ход работы над куклой. А 22 ноября того же года в газете New York Evening Sun вышла заметка "Dolls That Really Talk". Ныне она дала историкам ключи ко всему происходившему.

"Затем Эдисон завел куклу-брюнетку с блестящими черными кудрями и сверкающими карими глазами. Эта кукла начала быстро повторять следующее: «Twinkle, twinkle, little star, How I wonder what you are, Up above the world so high, Like a diamond in the sky». («Мерцай-мерцай, маленькая звезда. Как я изумляюсь, что ты есть. Наверху мира, настолько высоко. Как алмаз в небе».) И она читала это с чувством и выражением", — сообщала газетная заметка.

Далее в ней уточнялось: «Две молодые дамы в комнате постоянно говорят с крошечными разговорными машинами, которые квалифицированный рабочий мог бы выпускать в больших количествах [...] Звук был записан на цилиндрические полоски металла 2,5 дюйма в диаметре, около одной восьмой дюйма в толщину и половины дюйма в ширину».

В другой газетной статье ("Talks With Wise Dolls", New York Press, 30 ноября 1888 года) говорилось: «Звук запечатлен на оловянных цилиндрах большего или меньшего размера, по числу или длине предложений, которые вращаются, когда часовой механизм запускает их».

Итак, поскольку у Эдисона в то время не было жизнеспособной технологии масштабного тиражирования однажды сделанной записи звука, он нанял двух женщин с подходящими голосами, чтобы сделать так много записей, сколько, по его мнению, могло потребоваться, чтобы серийные говорящие куклы были выведены на рынок, рассказывает National Park Service.

Фистер полагает — заметка в New York Evening Sun представляет собой самое раннее свидетельство найма человека для постоянного начитывания текста на фонограф. А сами «кукольные» песенки, стало быть, являлись первыми записями звука, предназначенными для широкой продажи.

New York Evening Sun объявила куклы совершенством и заявила: «Ничего не остается, кроме как производить их в больших количествах». В апреле 1890 года Эдисон действительно вывел свою куклу на рынок. Правда, в этот момент она оснащалась уже не металлическим носителем аудиозаписи, а восковым. Но проект начисто провалился. Никто не брал куклы, которые часто ломались, в числе прочего из-за слишком хрупкой, недолговечной записи.

Из всего проекта говорящих кукол до нашего времени дожила только единственная песенка на том самом оловянном кольце. Пропущенное слово на старой бумажке, пришпиленной к кольцу, это, по всей видимости, «кукла» (doll).

Детская песенка, конечно, не была первой записью голоса в истории. Но неудачный «кукольный опыт» фактически лежал у истоков индустрии массовой звукозаписи. Увы, он был забыт более чем на век, пока у людей не появилась техника, способная вернуть к жизни женский голос, читающий про маленькую звездочку.

Источник: Membrana.ru