В начале 1990-х годов после образования Московской городской думы, было ясно, что всех низовых проблем Думе не увидеть. Такому огромному городу, как Москва необходима власть максимально приближенная к населению - т.е. органы местного самоуправления. Причем власть не мифическая, а конкретная, способная ставить задачи, выявлять проблемы и разрешать их. Поэтому, начиная с 1992-1993 гг. правительство Москвы ведет работу по наделению местных властей все большими и большими полномочиями, которые, собственно, и должны  реализовываться не централизованно, а на низовом уровне. В самом деле, кому, как не местным органам

власти, решать проблемы жилищно-коммунального хозяйства, изыскивать дополнительные, внебюджетные средства на тот же ремонт квартир или социальные дотации, организовывать торговлю в районе, предлагать к развитию различные направления потребительского рынка, заниматься благоустройством и санитарной очисткой территории? Такими полномочиями местные власти обладают уже не первый год.

Несомненно, в таком подходе есть немало преимуществ и положительных сторон, но это несет и немало отрицательного для района в мегаполисе, каким является Москва.

Во первых, далеко не все территории столицы одинаковы по своему экономическому потенциалу, и так называемые "спальные" районы могут не выжить без финансовой поддержки города. Во-вторых, существует большое количество проблем. которые можно решать только общими силами, а если целиком изолировать местные власти от городских, то Москва окажется раскроенной на кусочки. Приведу наглядный пример. Летом этого года мне довелось участвовать в международной научной конференции, проходившей в Польше и посвященной роли местного самоуправления в экономическом развитии Польши и России. Оказалось, что в Варшаве каждый район (гмина) имеет свой бюджет, из которого выделяются деньги в бюджет городской. Наверное это неплохо, но уже возникали ситуации, при которых некоторые гмины были не заинтересованы в финансировании общегородских программ и не отчисляли на это средства.

Сколько в результате потерял город, другие районы? Есть над чем думать теоретикам

и работать практикам.

Тем не менее, московская мэрия, ввиду явной пользы от наделения местных органов самоуправления большой властью, приняла решение в виде эксперимента с учетом экономической целесообразности передать десяти московским районам, в том числе Якиманке, максимум полномочий. А вот контроль за эффективностью их использования в интересах жителей будет осуществлять новая структура органов местной власти. С середины декабря наряду с главой районной управы самоуправление на местах будет осуществлять непосредственно представители населения – советники районных собраний, которых мы и изберем на предстоящих выборах.

Территориальные управления заменятся на районные управы, при этом территориальные границы останутся прежними. Районная управа объединит две ветви власти: административную и районное собрание. Оба эти органа самоуправления будут находиться под началом главы районной Управы (должность начальника ТУ после организации управы ликвидируется) кандидатуру которого выдвинет на рассмотрение районного собрания мэр Москвы. По результатам тайного голосования советники одобрят/отклонят предложенного кандидата. В последнем случае Юрию Михайловичу придется подыскивать другого претендента. Такой, я бы сказал, жесткий отбор главы управы впоследствии окажется выгодным для него самого: ни мэр, ни советники районного собрания не смогут самолично лишить главу его должности, не доказав друг другу целесообразности этого.

Так как новая система местного самоуправления носит пока экспериментальный характер, срок избрания советников рассматривать и утверждать финансовые планы территории, контролировать расходование средств, поступающих из горбюджета и накопленных за счет других источников. Городские деньги не подлежат перераспределению. Что же касается средств местного бюджета, то советники вправе вносить предложения и коррективы по их использованию. Районное собрание будет утверждать ежегодные планы социально-экономического развития территории, касающиеся эксплуатации жилого фонда, помощи социально незащищенным группам населения, образования, организации досуга, благоустройства и пр. 

   Причем советники, как представительная власть, в первую очередь должны отвечать за «теоретическую» сторону дела - за постановку перед исполнителем задачи и установлением сроков ее выполнения. По истечению каждого квартала глава районной управы будет отчитываться перед собранием о результатах проделанной работы. 

Таким образом, советники районного Собрания призваны проводить тщательный анализ ситуации на территории, вносить предложения по социально-экономической политике управы, контролировать действия ее главы. Наличие такого представительного органа власти не позволит руководителю считать себя удельным князьком, и направит действие исполнительной власти в русло интересов населения.









Руководитель района - начальник ТУ «Якиманка» Виктор Соколовский

 


 

Источник: газета «ЯКИМАНКА», декабрь 1997 г

.

 

Материал публикуется к 25-летию района.