Правительство Москвы не контролирует Банк Москвы, доля Москвы была размыта и в другом совладельце банка — Столичной страховой группе (ССГ), рассказали финансовый директор ВТБ Герберт Моос и президент «ВТБ 24» Михаил Задорнов во время встречи с аналитиками инвестиционных банков в начале декабря. Это «Ведомостям» подтвердили сразу три ее участника. Задорнов, по словам одного из участников встречи, сравнил перекрестное владение капиталом банка с «АвтоВАЗом» (ранее тот принадлежал трем своим «дочкам»).

Напрямую московскому правительству в Банке Москвы принадлежит 46,5% акций, еще 17,3% — у ССГ. По данным ССГ, у нее три неконтрольных владельца: 25% плюс 1 акция — у правительства Москвы, 25% — у Банка Москвы и 50% минус 1 акция — у ЗАО «Страховая группа». В свою очередь, Страховая группа на сентябрь 2008 г. (последние доступные данные) на 75% принадлежала инвестгруппе «Русские фонды» (председатель совета директоров — Сергей Васильев, которого Банк Москвы называет бенефициаром). Чиновник мэрии в октябре рассказывал, что владельцем 75% минус 1 акция ССГ уже стал Банк Москвы (через аффилированные структуры). «В ответ на вопрос кого-то из аналитиков: «Что мешает городу увеличить долю?» — Моос ответил, что это г-н Бородин — президент банка, запомнилось одному из участников встречи.

Помимо неясностей с акционерами Банка Москвы Мооса настораживают отсутствие международного аудитора из числа «большой четверки» (с Банком Москвы работает BDO) и не по-рыночному низкий уровень просроченной задолженности: 4-5 вместо 7-10% в среднем по банковской системе.

Зависимость банка от клиентских средств, завязанных на городе, Задорнов назвал колоссальной и указывал, что любое движение для новой администрации по перенаправлению денежных потоков рискованно: у банка высока загруженность социальными функциями, вспомнил аналитик крупного иностранного банка. Слова Мооса были некорректно интерпретированы собравшимися, предупредила пресс-служба ВТБ. Задорнов передал «Ведомостям» через представителя, что согласовывать сказанное не намерен.

Но сомнения руководства ВТБ в подконтрольности Банка Москвы городу пресс-служба госбанка подтвердила. Правительство столицы не владеет контрольным пакетом акций Банка Москвы, соответственно, он не в полной мере контролируется властями города, говорится в ее ответе на запрос «Ведомостей». То же самое рассказал Задорнов (см. интервью на стр. 06). Интерес к покупке Банка Москвы сохраняется, но ВТБ в случае покупки заинтересован в дальнейшем доведении доли в Банке Москвы до контрольной. Пока ВТБ не располагает данными о реальной стоимости актива, а оценка его состояния по открытым источникам необъективна.

Пресс-служба Банка Москвы настаивает, что регулярно предоставляет всю необходимую информацию совету директоров, где представители государства имеют большинство. Подробные данные банк раскрывает в отчетности, а также предоставляет рейтинговым агентствам.

Пресс-секретарь мэрии Гульнара Пенькова от комментариев отказалась.

«Для ВТБ вопрос контроля критичен, — считает аналитик “Ренессанс капитала” Светлана Ковальская. — И для проведения сделки город сперва должен прояснить вопросы с остальными его владельцами». Лишь владея более 50% акций Банка Москвы, ВТБ сможет не только реально контролировать банк, но и консолидировать его показатели в отчетности. Стратегия ВТБ предусматривает рост не только за счет эволюционного развития бизнеса, но и за счет слияний и поглощений. На прошлой неделе президент ВТБ Андрей Костин заявил, что от контрольного пакета до 100% акций Банка Москвы ВТБ намерен получить в первом полугодии 2011 г.

«Активов под стать Банку Москвы для приобретений в России почти не осталось. Это крупный банковский бизнес, который отлажен именно в столичном регионе, где сконцентрированы финансы и активность со всей страны. Второго такого шанса может не быть», — рассказывает человек, близкий к ВТБ. Он признается, что договоренности с Андреем Бородиным о пакете, дающем контроль над банком, ключевые: получить оперативный контроль над пакетами, которыми де-факто управляет менеджмент Банка Москвы, представители ВТБ без согласия Бородина не могут.

Бородин — единственный член правления, чьи полномочия не вправе прекратить совет директоров, для этого требуется собрание акционеров банка, следует из устава Банка Москвы. Инициировать вынесение этого вопроса на собрание акционеров вправе лишь сам президент банка — это следует из внутренних документов банка, уверяет консультант ВТБ. Подтверждения этому найти не удалось.

Источник: «Ведомости», Татьяна Воронова