За последние полтора года многочисленные протестные акции стали привычной приметой московской жизни. Сложились их формат и стиль. Это карнавал демократии – яркий пестрый, порой дерзкий и задиристый, но, как правило, мирный и чуждый агрессию.

Вот и на сей раз, акция походила на народное гуляние с элементами политики, несмотря на то, что повод к нему был серьезный, даже трагический – поддержка обвиняемых по Болотному делу. На фоне одетой по летнему, улыбающейся друг другу и солнечному дню, интеллигентной публики, в которой можно было заметить и семьи с детьми, и колясочников-инвалидов, и глубоких стариков, решительные лозунги «Свобода политзаключенным!», «Россия без Путина», «Мы здесь власть!» и даже громко скандируемая колонной Левых сил «Ре-во-лю-ци-я!» отнюдь не казались выплесками ненависти.

На манифестации мелькали лица «из телевизора» Н. Сванидзе, М. Лукин, М. Федотов, Г. Саттаров… Охотно раздавали интерью отец и сын Гудковы… Звездой акции стал Алексей Навальный, прибывший на Якиманку прямо с суда в Кирове. Когда он неожиданно появился в первом ряду колонны «ПАРНАСА» (между М. Касьяновым и депутатом нашего района В. Филипповым), толпа журналистов и поклонников бросилась на него, как стая коршунов на добычу. «Навального в мэра Москвы!» скандировали демонстранты на всем протяжении шествия. У многих на устах было имя и другого кандидата – лидера яблочников А. Митрохина. О С. Собянине не вспоминали…

В общем, все проходило в обычном ключе, но смотрелось и ощущалось по-новому. Разрядилась атмосфера напряженности, настороженного противостояния между демонстрантами и властями, часто возникающая в связи с подобными акциями. Не зависали со зловещим грохотом над мирными демонстрантами полицейские вертолеты, не выставлялись на всеобщее устрашение шеренги ОМОНА и колонны автозаков. Стражи порядка в праздничной белой форме излучали доброжелательность.

За Малым Каменным мостом, где 6 мая прошлого года произошли приснопамятные столкновения, шествие на сей раз не уперлось в бутылочное горлышко между плотных рядов «космонавтов», а вышло на простор. «Опасное место» контролировала лишь жиденькая цепочка омоновцев. Были бы оппозиционеры такими чертями с рогами, каким их представляют официозные СМИ, то бы разгулялись. На деле же бойцы ОМОНа стали натурой для фотосессий на память.

Если вспомнить еще и о том, с какой легкостью московская администрация выдала разрешение на шествие, то станет понятно, что власть не была заинтересована в конфронтации. На носу выборы мэра, да и создание нового пропрезидентского движения требует благоприятного фона…

Манифестация 12 июня могла бы послужить сильным аргументом защиты обвиняемых по «Болотному делу.» Она еще раз показала: люди выходят на улицы не громить, а высказываться и общаться. Если их не провоцируют, не пытаются сжать в железные тиски, все проходит мирно и спокойно.

Впрочем, без мелких инцидентов все же не обошлось. Задержали активистов Левого фронта и одного националиста. Что ж, радикалам надо показать себя, а полиции отчитаться. Главное же после акции 12 июня страха в обществе стало чуть меньше, а сеять его труднее.

Борис Арсеньев, Yakimanka.ru