Необычайная судьба выпала этому без преувеличения выдающемуся инженерному сооружению и архитектурному памятнику.
В своей первой жизни мост у Андреевского, «что в Пленницах», монастыря был звеном Московской окружной железной дороги. Строили его в смутные революционные годы — с 1905 по 1907-й. При рождении он получил имя «Памяти в бозе почившего великого князя Сергея Александровича». Как известно, великий князь генерал-губернатор Москвы погиб от бомбы террориста-эсера. Мост, таким образом, стал своеобразным мемориалом жертвам революционных лет. Впрочем, и сам он в глазах современников олицетворял революцию. Правда, иную — индустриальную, научно-техническую. 132-метровая стальная арочная конструкция моста поражала новаторством инженерного решения и архитектурной выразительностью. Впечатляла, однако, и стоимость: в три раза дороже своих стандартных собратьев. Это даже послужило поводом для дискуссии в прессе на извечную, актуальную и поныне тему — надо ли тратиться на красоту, возводя транспортные и промышленные сооружения, для которых, казалось бы, главное — удобство, функциональность, прочность и экономичность. В данном случае спор разрешило само время. Мост у Андреевского монастыря, как и его брат–близнец у Новодевичъего, стали достопримечательностями Москвы. Они прославили своих и без того признанных создателей главу Московской школы мостостроения Л.Д. Проскурякова и архитектора А.Н. Померанцева.
Мосты в Лужнецкой пойме идеально вписались в москворецкие просторы и в пространство истории. Они соединили не просто берега, а целые эпохи — век девятнадцатый с веком двадцатым, классическую традицию с новаторством, каменную статику с динамикой стали.
За без малого столетнюю жизнь мосты славно потрудились. Сколько тяжелых составов прогромыхало по их стальным спинам! Несколько десятилетий окружная дорога играла важную роль в экономике столицы и всей страны. В годы Великой Отечественной магистраль работала на фронт, внеся свой вклад в победу под Москвой и в успех многих других операций. В кризисные дни обороны города важнейшие объекты Окружной были подготовлены к взрыву. Но и без того их усердно бомбила немецкая авиация. К счастью оба моста уцелели. В 1950-х их слегка реконструировали. А в 1990-х они оказались на пути строившегося третьего транспортного кольца.
Городские власти приняли нетривиальное решение — не разбирать старые, изрядно изношенные, но все еще крепкие и эстетически совершенные мосты на металлолом, а перенести их в другие места и сделать пешеходными. Работы начались в 1998 году. Их вели ООО «Организатор» и ОАО «Корпорация Трансстрой». И уже 22 мая 1999 года тысячи москвичей стали свидетелями того, как по сигналу из ракетницы мэра Ю. Лужкова гигантская стальная ферма Андреевского моста сдвинулась с исконного места и медленно, иногда задевая листву Нескучного сада, поплыла по реке на буксируемых понтонах. Ее установили на новых опорах в километре ниже по течению. Затем перенесли декоративное убранство, дополнив его элементами в стиле хай-тек: стеклянной крышей, анодированными деталями, эспланадами и пандусами. Вновь, как и столетие назад, мост соединил эпохи — двадцатый век и век двадцать первый.
Открылось сооружение 3 сентября 1999 года. Позднее около моста со стороны Парка культуры соорудили внушительную гранитную набережную с причалами. Ансамбль, созданный по проекту архитекторов Ю. Платонова, А. Кузьмина, Д. Метаньева, И. Диановой-Клоковой, инженеров Е. Гапонцева и Б. Монова был признан «Лучшим объектом градостроительной деятельности» 2000 года. Его авторы стали лауреатами национальной премии в области зодчества «Хрустальный Дедал».
Новый мост сблизил Якиманку и Хамовники. Он соединил зеленые массивы Парка культуры и Нескучного сада со скверами Фрунзенской набережной, создав тем самым уникальную для центра мегаполиса пешеходную зону, расширив жизненное пространство окрестных жителей, в том числе и якиманцев, подарив им прекрасные виды, чистый воздух, речной простор…