Нешуточные страсти бушуют последние полгода вокруг московских вернисажей в парке Музеон и на Крымской набережной.

Вернисажи – свободные выставки продаж живописи появились здесь более 20 лет назад. В 1980-е и 1990-е годы вернисажи успешно развивались и даже получили официальный статус. Вернисаж на набережной легализовало решение правительства Москвы и тогдашнего префекта ЦАО. Вернисаж в Музеоне появился чуть позже – художников пригласила и взяла под свою опеку администрация парка, также с одобрения Москвы.

На средства художников в Музеоне были построены специальные павильоны, а за ними расположились уютные беседки, где живописью традиционно стали заниматься ученики известной художественной школы на Крымском Валу. Лучшего место для учебы не найти - оно закрыто от остального парка, но при этом ученики всегда могут попросить помощи и совета у опытных мастеров живописи.

За долгие годы художники обжились на своих местах, для многих вернисаж стал вторым домом и мастерской, для некоторых единственным источником дохода, для других любимым хобби. Художники вернисажа выставлялись на престижных выставках в разных странах мира, многие из них являются членами союзов художников Москвы и России, иных престижных организаций. Работы художников здесь приобретают известные политики, звезды шоу-бизнеса, иностранные туристы и простые граждане. На вернисажах свободно выставляются художники со всего бывшего Союза.

Конструкции павильонов тем временем обветшали и устарели, а земля в центре столицы стала по-настоящему золотой.

В конце 2011 года руководителем Музеона была назначена Елена Тюняева из команды Капкова, нынешнего руководителя департамента культуры города Москвы. С первых же дней своего правления Е.А. Тюняева позволила себе заявить в различных интервью, что ее не интересует живопись, а вернисаж в Музеоне никому не нужен. С местными жителями она поссорилась, снеся за несколько дней до 9-го мая площадку, где традиционно встречались ветераны. Любые просьбы начать диалог игнорировала.

По плану Капкова-Тюняевой под предлогом аварийных конструкций павильонов и реализации общемосковского плана департамента культуры, вернисаж в Музеоне должны снести, вернисаж на Крымской набережной существенно сократить в площадях. А для того чтобы все художники уместились в новых рамках решено ввести цензуру – специальный худсовет будет решать, чьи работы и на какое время выставлять.

На что будут жить свободные художники (около 600человек) в плане не уточняется, ровно как и то, что на месте вернисажей могут появиться сомнительные коммерческие предприятия постмодернистской культурной направленности. Разумеется, вариант ремонта конструкций или замены павильонов на новые вообще не рассматривался.

Почти сразу жители Якиманки и художники начали собирать подписи в защиту вернисажей. На данный момент собрано уже около шести тысяч. Письма с призывами о помощи были разосланы известным политическим деятелям, в том числе председателю ЦК КПРФ Г.А. Зюганову. Я тоже получил подобное письмо как депутат муниципального Собрания Якиманки от КПРФ и включился в работу по сохранению вернисажей.

К концу весны борьба за спасение свободного творчества до предела накалилась. Дважды мы проводили митинги с участием депутатов Госдумы и Мосгордумы Потаповым и Святенко. Несмотря на то, что независимых депутатов в нашем муниципальном Собрании только три человека, удалось склонить на нашу сторону нужное число депутатов, и мы приняли беспрецедентное на тот момент решение: 1)закрытие или существенное сокращение площадей вернисажей – недопустимо, 2)цензура – недопустима, 3)модернизация – только с согласия жителей и художников.

Примечательно, что зачастую в Москве так и происходит, что, не спрашивая ни мнения жителей, ни местной власти, с команды чиновника происходит, по сути, рейдерский захват. В нашем случае нам удалось на первой волне защитить вернисаж от захвата, это уже большая удача. Глава управы района М. Столбов поддержал наше требование оставить вернисаж в покое. Не думаю, что Капкову понравился такой ответ от управы, учитывая стоимость земли в центре столицы.

Состоялось экстренное совещание в префектуре ЦАО и решили – пока закрывать не будут, «учитывая высокую социальную напряженность, историческую значимость выставки, а также во избежание конфликтных ситуаций и социальной напряженности», администрации Музеона поручили продумать новую концепцию.

Однако некоторое время спустя Тюняева провела открытую пресс-конференцию, где, как и прежде, не хотела выслушивать аргументы и настаивала на прежнем плане реконструкции парка. Изначально туда не планировалось приглашать ни местных жителей, ни художников, ни местную власть: информацию о конференции я получил по случайности за день до события и успел всех оповестить. Конференция планировалась как демонстрация для СМИ старого плана.

Когда я в очередной раз зачитал решение муниципального Собрания, директору Музеона не удалось сдержать спокойствие. Встреча прошла в резких тонах, с переходами на крики и оскорбления с обеих сторон. Приезжало ТВ, как всегда показали «только то, что нужно».

Несмотря на это, уже на следующей встрече в более узком кругу из четырех представителей художников (и меня от жителей) Е.А. Тюняева была более спокойна и приветлива. Объяснила, что она по профессии управленец, а не искусствовед, ее задача – рационализировать Музеон.

Хотя от своей концепции директор парка так и не отступила, было видно что «лед тронулся», администрация хоть и не открыто, но готова идти на уступки. Тут же были решены несколько мелких текущих вопросов художников. Уже после встречи, на лестничной клетке, Елена Александровна спросила – если площади по размеру останутся прежними, но все перенесем на набережную, вас такое устроит? На что, разумеется, получила отрицательный ответ. Мелочь, конечно, но уже хоть какая-то победа.

А 25 июня состоялась комиссия по культуре Мосгордумы. Были приглашены «эксперты» из разных департаментов, которые, судя по всему, даже не знакомы с сутью дела. Нас всячески затыкали и урезали. На огромной стопке подписей жителей Якиманки и посетителей Музеона, как всегда, внимания решили не заострять. В свежих новостях уже очередной раз уверяли, что никакой угрозы нет, только не уточнили, о каком из вернисажей речь и сколько места теперь будет выделено художникам.

В общем, как всегда – поговорили обо всем и не о чем. Что будет с вернисажами и парком Музеон точно никто сказать не может – юридически земля принадлежит городу и С.А. Капков может наперекор обществу делать все, что захочет. По утвержденному плану один вернисаж сносят, второй урезают и разбавляют блошиным рынком, все равно, что тоже сносят. Предложения самих художников обсуждать не стали, хотя предложенный план взяли и, возможно, рассмотрят. И еще – я заострил внимание на художественной школе: оттуда тоже много жалоб.

Поживем - увидим.

Виталий Мальцев, депутат муниципального Собрания ВМО Якиманка, член КПРФ