Анекдот про веревку приходит в голову, когда знакомишься с результатами голосования в муниципальных собраниях Москвы по поводу принятия предложенных неизвестно кем изменений и дополнений в муниципальные уставы. В разосланном депутатам тексте поправок нет ни источника, ни пояснений к нему. На соответствующий вопрос в муниципалитете Якиманки таинственно отвечают: «Москва», поднимая глаза вверх.

В принципе, в приведении уставов в соответствие с реалиями нет ничего экстраординарного – нормальный процесс. Можно поменять в уставах «внутригородское муниципальное образование» на «муниципальный округ», «муниципальное Собрание» (МС) на «Совет депутатов», «руководителя муниципального образования» (МО), «руководителя муниципалитета» и «муниципалитет» – на «главу МО», «главу администрации» и «администрации» – получается короче и солиднее. А заодно внести некоторые поправки в связи с так называемым «расширением полномочий» муниципальных депутатов.

Но кому-то показалось, что «вертикаль власти» на муниципальном уровне получилась недостроенной. Как наверстать упущенное? Внести соответствующие изменения в уставы. Без объяснений и обоснований. Но так, чтобы этого, по возможности, никто сразу не заметил.

Читаем в предложенных изменениях и дополнениях в статью 8: «в части 14 “Руководителя муниципального образования” исключить». Откуда и за что? Оказывается, речь о том, что в действующем уставе «Досрочное прекращение полномочий МС» влечет досрочное прекращение полномочий депутатов МС и руководителя МО. А после поправок получается, что депутатский корпус полномочий лишается, а его руководитель, сам избранный, и избранный затем депутатами руководить заседаниями и подписывать от их имени принимаемые решения, остается. Спрашивается, кем и чем он будет руководить? А, может, депутаты и вовсе не нужны, лишние? От них только хлопоты. Особенно, если среди народных избранников окажутся не члены «Единой России». Да и жителям-избирателям меньше забот, не надо ломать голову, за кого голосовать на выборах – избранный руководитель все за них решит. Если уж президент России, похоже, решил стать пожизненным, то почему бы не последовать его примеру на муниципальном уровне?

Аналогичную жульнически-стеснительную форму подачи предложений о внесении изменений в уставы мы видим и в других местах. Цитирую: «13. В статье 15.1, пункт 12 части 3 признать утратившим силу». Ни объяснений, ни пояснений, о чем идет речь... Приходится опять листать устав. Выясняется, что в этом разделе перечисляются случаи досрочного прекращения полномочий руководителя МО. В действующем еще уставе к таким случаям справедливо отнесено «досрочное прекращение полномочий МС». Вот этот пункт и признается «утратившим силу». То есть еще раз подтверждается желание авторов сохранить руководителя муниципального собрания, без самого собрания и депутатов. Чем же этот руководитель будет заниматься и за что получать зарплату (и не хилую)? Представим себе невероятное: Государственная Дума выражает вотум недоверия правительству, а президент эту Думу распускает. Как думаете, спикер ГД останется в должности?

Также без каких-либо объяснений муниципальным депутатам предложили избирать своего руководителя (главу МО) не путем тайного голосования, как это предусмотрено в действующих уставах, а открытым голосованием. Это уже прямое нарушение права свободного волеизъявления депутатов. Кроме как стремлением оказать партийное давление на депутатов (о какой партии идет речь, понятно), объяснить эту «поправку» невозможно.

Возьмем теперь одно из «дополнений» к уставам. В действующих уставах «Порядок проведения конкурса на замещение должности руководителя муниципалитета (главы администрации) и условия контракта с Руководителем муниципалитета (главой администрации) устанавливаются муниципальным нормативным правовым актом муниципального Собрания (Совета депутатов)». Внимание! После слов «главой администрации» добавлено: «в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения». Это как? Главу администрации собираются наделять еще какими-то полномочиями кроме «решения вопросов местного значения»? Это, какими же полномочиями и кто этими полномочиями будет главу администрации наделять? Догадок может быть много, но оправдываются всегда худшие.

Полагаю, что в этом случае иностранных агентов, пытающихся добить наше муниципальное самоуправление надо искать среди авторов этих «изменений и дополнений». Не случайно же нам их не называют...

Очевидно, что мы имеем дело с попыткой узурпации власти на низовом, муниципальном уровне и ликвидацией остатков местного самоуправления. Но что самое поразительное – в подавляющем большинстве муниципальных округов депутаты проголосовали за эти «изменения и дополнения». Конечно же, это были депутаты-единороссы, которых пока большинство в МС. Но популярность «Единой России» в Москве стремительно падает (такова статистика, а также партийный состав муниципалов до и после выборов 4 марта). Не случайно, все кандидаты-единороссы по Москве баллотировались не от партии, а позиционировались как «независимые».

В муниципальном округе Якиманка до выборов все 10 депутатов были от ЕР. Но по результатам выборов 4 марта в округе № 2 из 10 кандидатов на пять депутатских мест 2-е, 3-е и 4-е места заняли «оппозиционеры». Причем эти кандидаты существенно опередили по количеству голосов «видных» районных единороссов.

Но в целом в районном МС из 10 депутатов семь представляют «Единую Россию» и всегда единодушно голосуют «как надо». Вот и на этот раз все единороссы дружно проголосовали за принятие изменений (веревку сами принесли). И изложенные выше аргументы впечатления не произвели. Против были только В. Мальцев от КПРФ и автор этих строк.

О том, что наши депутаты-единороссы всегда голосуют по команде и единогласно, говорит интересный факт. В мае автор этих строк поставил на заседании МС вопрос о необходимости проведения проверки исполнения муниципального бюджета и направления соответствующего обращения в Контрольно-счетную палату Москвы. Все единороссы единогласно, как всегда, проголосовали против проверки. «За» были только В. Мальцев и автор этих строк. А через три месяца единогласно проголосовали за проведение проверки (подробнее см. здесь).

Примерно так же дружно депутаты-единороссы проголосовали за поправки в уставы и в других районах города. Интересно, о чем думали депутаты от «ЕР», не только лишая себя и без того мизерных полномочий, но и обманывая избравших их жителей. Как признался один из депутатов, «нас заставили сделать самообрезание». Кто может депутата заставить? Или взамен было предложено нечто другое? Предположение вполне логичное. Что касается роспуска муниципального собрания, то предлог для этого всегда найдется. Он тоже заложен в уставах и воспользоваться им – вопрос времени.

На фоне ужесточающихся политических репрессий все это органично вписывается в процесс скатывания страны к полноценному тоталитаризму.

Похоже, муниципальные собрания становятся все более неудобным придатком власти. Ей больше не нужны не только депутаты-«оппозиционеры», но и «свои», для которых тоже найдется веревка, тем паче, что они сами голосованием заявили о готовности ее принести...

В. Филиппов, депутат муниципального Собрания Якиманки, член Федерального политсовета Республиканской партии России – Партии народной свободы

От редакции: о том, как проходило собрание муниципальных депутатов читайте здесь