ВОСКРЕСЕНИЯ Христова в Кадашах храм

Первое упоминание о деревянной Воскресенской церкви относится к 1493 году. Полтора века спустя, в 1657 году, она была выстроена в камне. Храм являлся духовным и общественным центром богатейшей Кадашевской дворцовой слободы, населенной хамовниками (ткачами), работавшими на царский двор. В 1687 году  иждивением именитых купцов, «гостей», Кондрата и Лонгина Добрыниных Воскресенская церковь была по существу отстроена заново, включив в себя и остатки старого сооружения. Имя зодчего сегодня трудно назвать с определенностью. Предполагают, что это мог быть С. Турчанинов.

Kadashi-hram-2W

Храм Воскресения Христова в Кадашах, начало XIX века.
рис. из сборника А.А. Мартынова "Русская старина", М., 1853

 

В 1693 г. к храму с запада примкнула стройная, будто устремленная в небо, колокольня. В старину москвичи называли ее свечкой, ныне же все чаще именуют «Пизанской башней». Колокольня «падает» уже не первое столетие. Но в последнее время ее наклон явно увеличился. Изначально построенная на зыбком песке, стоящая на неглубоком фундаменте, она с трудом выдерживает нагрузки, возникающие в связи с бурной реконструкцией окрестных кварталов.

Свой нынешний вид Воскресенский храм приобрел в основном к началу XIX в., когда появились «готические» паперти. Здание сооружалось в несколько этапов, несколькими поколениями зодчих. Но каждое, следуя по стезе предшественников, стремилось усилить лейтмотив архитектурного образа – преодоление земной тяжести, движение ввысь, к небу. Радостная ликующая архитектура храма в Кадашах, в которой ясная логика неразрывно сочетается с причудливой фантазией, воплотила сам смысл праздника Воскресения Христова – торжество жизни, победу над мраком.

Якиманский памятник — настоящая энциклопедия «московского барокко». Элементы стиля – резные белокаменные «петушиные гребни», колонны порталов, тесаные кирпичные наличники окон, граненные двухъярусные барабаны глав – все это затейливое узорочье представлено в ярчайших проявлениях.

Градостроительная роль храма исключительна. Он словно собрал вокруг себя пеструю, разноликую Якиманку, взнуздав первозданный хаос городской застройки. Вместе с Иваном Великим в Кремле Кадашевская церковь составила ось грандиозного ансамбля южной части древней Москвы. Храм оставался главной доминантой исторической панорамы заречной части города в течение нескольких столетий. И лишь в последнее время несколько потерялся среди новостроек.

В 1812 г. Воскресенская церковь сильно пострадала. Солдаты Наполеона устроили здесь конюшню, а перед отступлением пытались поджечь.

В 1934-м храм был закрыт. Его прекрасный резной иконостас погиб. Лишь несколько икон попало в Третьяковку. Внутреннее убранство тоже сохранилось не полностью. Долгое время в Кадашевском храме гнездились различные организации и предприятия. Недавно последний «постоялец» – Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря, занимавший большую часть храма, получил новое помещение и выехал из здания. Что касается сегодняшнего состояния памятника, то он нуждается в капитальной реставрации. И она уже идет быстрыми темпами.

С начала 1990-х существует церковная община храма. С апреля 2004 г. в верхней церкви в честь Воскресения Христова совершаются службы. При храме работает музей «Кадашевская слобода». Его экспонаты рассказывают о прошлом этих мест, о жизни Якиманки и якиманцев в давние времена.

Борис Арсеньев, Алиса Гадасина, проект «Энциклопедия одного района. Якиманка от А до Я»©