КАЗАКОВ МАТВЕЙ ФЕДОРОВИЧ (1738-1812)

На рубеже ХVIII-ХIХ вв. в блестящую пору становления и расцвета архитектуры классицизма в Москве работала плеяда первоклассных зодчих. Однако потомки в этом ряду имен особо выделили одно, назвав то время эпохой Матвея Казакова. Мастер дал древней столице новое лицо, черты которого все еще просматриваются в современном облике города. Не стерлись они и на Якиманке.

Судьба М.Ф. Казакова – пример того, как талант, помноженный на трудолюбие и преданность делу, пробивает даже самые прочные социальные стены. Будущий зодчий родился в семье недавнего крепостного, отданного в матросы, но благодаря грамотности и прекрасному почерку сумевшему выбиться в «подканцеляристы», то есть в мелкие чиновники. Детство Матвея прошло в доме у Боровицких ворот Кремля, напротив Якиманки.

Подросток рано лишился отца, ставить сына на верный путь пришлось матери. Она угадала в Матвее способность к художествам и 13 лет от роду отдала в архитектурную школу ведущего зодчего тогдашней Москвы князя Д. В. Ухтомского. Здесь М. Казаков получил первое и единственное профессиональное образование.

В «команде» Ухтомского он начал и практическую деятельность. К примеру, в 1756 г. копировал строительные чертежи новых «магазейнов Камнемостовского питейного дома». Речь идет о реконструкции Винного двора – большого торгово-складского комплекса, который располагался у Б. Каменного моста на Всехсвятской улице до 1927 г., когда был снесен, чтобы уступить место жилому дому ЦИК–СНК СССР (Дом на набережной). «Магазейны» Винного двора – первая известная постройка на территории района Якиманка, к которой имел касательство Казаков.

Следующие почти два десятка лет Матвей Федорович неуклонно чин за чином шел вверх по служебной лестнице, но все время находился в тени более авторитетных и удачливых коллег. После команды Ухтомского он работает в Твери под руководством П.Р. Никитина, затем становится помощником В.И. Баженова на строительстве нового Кремлевского дворца. Этот грандиозный утопический проект хотя и потерпел крах, но принес Казакову известность в высоких сферах и вывел на простор самостоятельного творчества.

В 1774 г. он строит для Екатерины II Пречистенский дворец, в 1775-1779 гг. – Петровский путевой дворец, в 1776-1787 гг. – здание Сената в Кремле. Эти работы утвердили за Казаковым репутацию лучшего зодчего Москвы, способного не только подобно его товарищу и сопернику Баженову составлять прекрасные проекты, но и успешно их реализовывать. Впрочем, казаковское Царицыно, возведенное на баженовских руинах, было достроено лишь в XXI в.

Эпоха просвещения с ее идеалами гражданственности, разумного государственного порядка и общественной пользы приобрела в лице зодчего умелого выразителя. Ее символами стали построенные Казаковым здания Университета на Моховой и Дворянского собрания в Охотном ряду, резиденции главнокомандующего Москвы на Тверской. При этом мастер сумел избежать холодной официальности и ложного пафоса. Его архитектура гуманна, соразмерна и сочувственна человеку.

Состоятельные москвичи охотно заказывали Казакову строительство своих домов. И по сей день столицу украшают дворцы Губина на Петровке, Барышникова на Мясницкой, Демидова на Гороховом поле и др. До 1930-х гг. в начале Б. Полянки у М. Каменного моста стоял дом князя Прозоровского. Казаков перестроил его из аптеки Вольфа, сооруженной ранее Баженовым, оформив фасад портиком, заново отделав парадные интерьеры. Сегодня на этом месте – автостоянка и скверик. Об авторстве Казакова или его учеников заставляет думать дворец Демидовых в Б. Толмачевском переулке, 3, где ныне Государственная педагогическая библиотека. Здание, построенное в 1777 г. в стиле раннего классицизма, первоначально не имело пышного колонного портика и отличалось сдержанностью и строгостью форм. Фасад и план дома Демидовых Казаков поместил в одном из «Алъбомов партикулярных строений» – своеобразной энциклопедии Москвы классической.

На территории нашего района находится и ансамбль Голицынской больницы (см. соответствующую статью Энциклопедии), который принято считать вершиной творчества Казакова, итогом его исканий. Здесь мастеру удалось создать идеальное, исполненное символами и смыслами пространство, некий зримый образ мироздания. В центре композиции – увенчанный высоким куполом храм св. Димитрия Царевича, где покоится прах основателей больницы «человеколюбцев» Д.М. и М.М. Голицыных и где страждущим дается главное исцеление – духовное. Тема купольной ротонды как образа божественного абсолюта – одна из главных в творчестве Казакова. Ранее он развивал ее в таких шедеврах, как залы Сената и Университета, церквях Филиппа Митрополита на Мещанской, а также Космы и Дамиана на Маросейке.

В ансамбле Голицынской больницы вокруг храма скомпонован сложный комплекс помещений и зданий, отличающихся не только эстетическим совершенством, но и функциональностью. Перед главным корпусом устроен по дворцовому просторный парадный двор, позади – партер и великолепный пейзажный парк, спускающийся террасами к фигурным прудам и Москве-реке. Белокаменная набережная со знаменитыми казаковскими беседками – ныне старейшая из сохранившихся в столице. Сегодня она, как и значительная часть больничного парка входят в территорию ЦПКиО.

Творческое наследие Казакова исключительно многообразно. Зодчий строил дворцы, храмы, общественные здания, возвел даже знаменитый Бутырский тюремный замок. Он проявил себя и на теоретическом поприще как систематизатор достижений классицизма. Собрав альбомы чертежей лучших зданий города, Казаков руководил составлением «фасадического» (т.е. с изображением построек) плана Москвы.

В 1801 году по старости и болезни Матвей Федорович вышел в отставку в высоком чине действительного статского советника. Зодчий, однако, не отошел от архитектурной практики. В 1802-1811 гг. по его проекту за Москвой-рекой у Данилова монастыря было построено новое здание Павловской больницы. С 1805 года Казаков исполнял должность штатного архитектора Московского университета.

Смертельный удар престарелому зодчему нанес 1812 год. При подходе Наполеона он эвакуировался в Рязань. Здесь Матвея Казакова и застала весть о страшном пожаре города, которому он отдал всю жизнь. Пережить это архитектор не смог, ибо, по словам его сына «не мог без содрогания вообразить, что многолетние его труды превратились в пепел и исчезли вместе с дымом пожарным...». М.Ф. Казаков умер 26 октября 1812 года (по старому стилю, т.е. сегодня, 8 ноября 2012 – 200 лет со дня кончины мастера). Его похоронили на окраине Рязани в Троицком монастыре.

К счастью, казаковская Москва не сгинула бесследно в огне. Многое сохранилось до наших дней. А Голицынская больница в 1812 году и вовсе не пострадала. Возрождать же древнюю столицу после бедствий пришлось ученикам и последователям Матвея Казакова – Бове, Тюрину, Соколову, Бакареву и др.

Борис Арсеньев, проект «Энциклопедия одного района. Якиманка от А до Я»©