С самого начала акция «Марша миллионов» начиналась нервно. Оппозиционное шествие состоялось на фоне сообщений о крупных DDOS-атаках на независимые СМИ — сайты «Эха Москвы», «Коммерсанта», теленала «Дождь». Впервые за время массовых акций в центре Москвы решили закрыть выход сразу из девяти станций метро, недалеко от Кремля – «Библиотека имени Ленина», «Охотный ряд», «Китай-город», «Лубянка», «Боровицкая» и другии. Одновременно московский военкомат публично подтвердил, что намерен вручать повестки задержанным молодым людям, причем независимо от того, призывного они возраста или уже нет.

Люди, приходившие к месту сбора на Калужской площади, были вынуждены почти по полчаса стоять в очереди к рамкам металлоискателей. «Все думали, что никто не придет, поэтому все пришли», – шутил стоящий во главе колонны депутат Госдумы от «Справедливой России» Дмитрий Гудков. Действительно, даже за день до манифестации, настроение у оппозиции было не самое боевое и все шутили – почему акция с заявленным количеством участников 5 тысяч человек называется «Марш миллионов».

Но на самом деле оппозиционеров, по оценке корреспондента «Газеты.Ru», собралось тысяч 60. Организаторы, в частности, депутат Госдумы Илья Пономарев, после шествия заявляли о цифре в 100 тысяч, ГУВД напротив оценило число участников в 8 тысяч, ссылаясь на расчеты прошедших через рамки металлоискателем.

В толпе было множество флагов – от вполне реальных движений – «Солидарности» и «Левого фронта» до неожиданных – ЮКОСа и Facebook. отдельными колоннами шли националисты и их идейные противники, сторонники ЛГБТ. Несколько десятков человек образовали колонну в поддержку арестованных «Pussy Riot».

Плакаты участников акции, как и на акциях зимой, скорее соответствовали не демонстрации, а «монстрации»: «Выход есть - запой», «В.В.П., Бог все видит». Слегка противоречили друг другу молодой человек и девушка, стоявшие рядом с плакатами «Свободу чекистам и гомосексуалистам» и «Смерть лубянским оккупантам (моральная)». Еще были смешные девушки с кошачьими ушками и плакатами «Котики за импичмент» и «Путин гладит против шерсти». К Болотной площади люди шли под традиционное «Это наш город» и «Россия и без Путина!», чуть менее традиционное Путин, лыжи, Магадан!» и совсем новое «Чуров, лыжи, Азкабан!» (тюрьма из книг про Гарри Поттера).

Когда колонна дошла до Болотной площади, вдалеке стояла еще пустая сцена. Подойти к ней было непросто – проход явно не был рассчитан на такое большое число людей. Кроме того, здесь стоял еще один ряд рамок металлоискателей. Образовалась новая человеческая пробка.

Демонстранты стояли и на противоположной стороне канала. Но на Болотную никто не шел – люди уперлись в кордоны ОМОНа перед Б. Каменным мостом. Кордонов было несколько – солдаты-срочники, ОМОН,снова солдаты-срочники, снова ОМОН, а за ними ярко-оранжевые поливальные машины.

Настроение сначала было не столько боевое, сколько веселое. Девушка в маске Путина с помощью белой ленточки дирижировала небольшим оркестром, исполнявшим «Вставай, страна огромная!». «Путин — вор!»,– заглушая оркестр скандировала группа молодых людей. С ними в спор вступил пенсионер, возмущавшийся, что «Медведева забыли». Активисты на это ответили, что «Медведев маленький еще».

Поклонная собрала немного
«А на Поклонной горе тем временем проходила совсем другая акция»,– рассказывал диктор «России 24» о контрмитинге, собранный в годовщину ОНФ на Поклонной горе. По подсчетам ГУВД Москвы там собралось около 30 тыс., но корреспондент «Газеты.Ru» находившийся на площади около часа увидел не больше трех десятков активистов и митингом происходящее назвать было сложно. Если бы не флаги с изображением Путина, которыми неспешно размахивали зрители у сцены, действо походило на обычный концерт. Стоящие группами активисты «России молодой» флегматично наблюдали за танцующими певцами. Сторонники Путина постарше, одетые в казачью форму, выстроились чуть подальше. Все они вполне свободно уместились на огороженном пятачке 30 на 30 метров...

Веселье прекратилось, когда лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов призвал участников акции сесть на асфальт: «Все садимся, а то проиграем!». «Мы здесь не для того, чтобы расходиться»,– заявил он «Газете.Ru». Несколько десятков человек действительно сели, и сидели минут 20. Удальцов в это время время в мегафон требовал переговоров с полицией. Полиция его не услышала, люди встали, и тут же начали бежать, задыхаясь от перцового газа. «Козлы вонючие»,– рявкнул на полицию молодой человек, зажимая рот и нос платком. На самом деле, полиция потом утверждала, что газ распылил кто-то из участников в толпе.

Удальцов, Навальный и Яшин сначала сидели вместе, а потом лидер «Левого фронта» пошел к сцене, чтобы объявить, что митинг отменяется, потому что изменились обстоятельства, и вместо этого будет бессрочная забастовка. К сидячей забастовке стали присоединяться различные группы граждан. Часть из них делала это очень активно, некоторые усиленно били в барабаны. В ответ ОМОН стал принудительно выдавливать участников, что вынуждало сидящих вставать и сдвигаться.

Поначалу участники акции были явно растеряны и не знали что делать. С разных сторон было слышно то «Стоим!», то «Бежим!». Но когда появился газ, мирная демонстрация превратилась в настоящий протест, в ОМОН полетели куски асфальта, файеры и пластиковые бутылки.

Бутылки обычно не долетали, потому что были пустыми – всю воду у демонстрантов отобрали еще в начале шествия, на жаре пить очень хотелось и вопрос: «Нет ли воды?» уже начал звучать как шутка.

По наблюдению корреспондента «Газеты.Ru», первые файеры и бутылки бросали молодые люди в масках. ОМОН разозлился и клиньями начал разделять демонстрантов. Газ пускали еще несколько раз, и в дыму, в предзакатном солнце были видны дубинки, опускающиеся на головы оппозиционеров. Били жестко, до крови, лицом об асфальт, волокли за волосы и одежду – вне зависимости от пола и возраста. Мужчину средних лет били ногами сразу несколько бойцов, и толпа заорала «Убийцы!».

В какой-то момент оппозиция решила дать отпор. Каски ОМОНовцев полетели в Водоотводной канал, следом отправился бронежилет. Сотрудника полиции с окровавленным лицом увел за оцепление коллега. Пострадали журналисты НТВ, показавшего скандальный фильм «Анатомия протеста».

То тут, то там вспыхивали новые стычки – активистам удалось отбить у ОМОНа нескольких товарищей, в том числе Анастасию Рыбаченко из «Солидарности». Незадолго до этого она ходила с мегафоном и пыталась построить из тех, кого еще не задержали, живую цепь. В этой цепи рядом стояли и демократы, и националисты, юноша в серебристой маске Pussy Riot, депутат Госдумы Илья Пономарев... За их спинами установили две палатки. Потом их, конечно, пришлось убрать.

Стоявшие в цепочке, были последними, кто был готов противостоять ОМОНу. Для верности они повалили несколько желтых туалетных кабинок, и по дороге потекли реки мочи. «Запах революции»,– пошутил кто-то. Цепочка активистов попыталась штурмовать цепочку бойцов, но безуспешно. И их тоже задержали под истерические вопли девушек. Некоторых не только избили, но и изваляли в желтых лужах.

После этого Болотная была практически зачищена. Активисты переместились к набережной, где увлеченно наблюдали за тем, как под руководством полицейского владелец небольшого катера багром вылавливал из воды ОМОНовские каски. На другой стороне канала бойцы продолжили выдавливать тех, кто стоял там, в сторону Третьяковки. «Мероприятие окончено»,– сообщил в мегафон полицейский, как делал это уже с час.

На самом деле, несколько тысяч протестующих остались на улицах Б.Ордынка и Б.Полянка. Здесь жесткие задержания продолжались до позднего вечера. Навального, Немцова и Яшина доставили в ОВД «Якиманка». Немцова через пару часов отвезли в мировой суд, где выписали штраф в пару тысяч. Остальным грозит 15 суток «за неповиновение сотрудникам полиции», но Следственный комитет заявил о возбуждении уголовного дела за призывы к массовым беспорядкам, что тянет на срок до двух лет тюрьмы.

Всего, по данным ГУВД, на «Марше миллионов» было задержано до 450 человек. Известно также о пострадавших, как со стороны полиции, так и со стороны митингующих. Госпитализированы 17 участников митинга и трое полицейских, еще 17 сотрудников правоохранительных органов в той или иной степени пострадали, утверждают в ГУВД. Оставшиеся на свободе активисты обещали выйти на улицы в день инаугурации, уже на несогласованные акции...

Комментарий.

Грустно... Взирая со стороны на эти события, читая трактовки происшедшего с разных позиций, приходишь к мнению, что все это большая спланированная провокация, сделанная самим Кремлем... Жалко людей. Очевидно, что народ выступает, не потому, что их призвало несколько клоунов, а потому, что всех достало жить в этом государстве, где якобы все так прекрасно и хорошо. История показывает, что долго такие толпы не остаются без лидеров, они появляются. Кремль этим и обеспокоен. Было очевидно уже в марте, что Путин не оставит просто так все эти выступления. Ему нужен повод для начала репрессий. Вот он и создан. Сейчас начнут крутить всех и вся (и жестокость омоновцев не случайна), чтоб не успел появиться тот, кто сможет сделать вызов незаконному президенту большой, но катастрофически слабой России.

Источник: "Газета.ru", Екатерина Савина, Виктор Сумской. Публикуется с незначительными сокращениями. Читать полностью